Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Королевой В.П. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Югорского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 марта 2019 года, решение судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского от 16 мая 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Югорского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 марта 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского от 16 мая 2019 года, юридическое лицо - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска (далее также - ДЖКиСК, департамент) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Королева В.П. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Пунктом 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" предусмотрено, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1 этого же ГОСТ Р 50597-2017.
В соответствии с таблицей В1 приложения В ГОСТ Р 50597-2017 видами снежно-ледяных образований на покрытии проезжей части, относящимися к зимней скользкости, являются стекловидный лед, гололед (лед на дорожном покрытии в виде гладкой пленки или шероховатой корки), и уплотненный снег, снежный накат (слой снега, образующийся в результате его уплотнения на дорожном покрытии транспортными средствами).
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по содержанию и ремонту автомобильных дорог включена в общее понятие дорожной деятельности.
В силу положений статьи 13 и 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений.
Решением Думы города Югорска от 25.04.2017 N 39 утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, согласно которому департамент является одновременно юридическим лицом и отраслевым органом администрации города Югорска, к задачам которого относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В силу пункта 1 статьи 30 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 33 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее -Административный регламент), утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380, исполнение государственной функции, помимо прочего включает в себя такую административную процедуру как надзор за дорожным движением.
Из положений пункта 9.7 Административного регламента следует, что сотрудники при осуществлении федерального государственного надзора имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
В силу части 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что при надзоре за дорожным движением 14.01.2019 в период времени с 09-00 до 10-00 старшим государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по г. Югорску проведена проверка улиц г. Югорска на предмет соответствия улично-дорожной сети требованиям законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. По результатам указанной проверки установлено, что на покрытии проезжей части ул. Садовая, ул. Менделеева, ул. Ленина, ул. Октябрьская, ул. Железнодорожная обнаружена зимняя скользкость, выразившаяся в образовании уплотненного слоя снега (снежного наката) и льда в виде шероховатой корки на дорожном покрытии.
В целях устранения выявленных нарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения ДЖКиСК выдано обязательное для исполнения предписание, в соответствии с которыми пунктами 1-5 предписано устранить зимнюю скользкость (стекловидный лед в виде шероховатой корки, снежный накат-уплотненный слой снега на дорожном покрытии) на ул. Садовая, ул. Менделеева, ул. Ленина, ул. Октябрьская, ул. Железнодорожная в течение 6 часов с момента получения предписания (срок установлен в соответствии с таблицей 8.1 ГОСТ Р 50597-2017). Данное предписание направлено в адрес департамента, получено в 10 часов 17 минут 14 января 2019 года. 15.01.2019 от директора ДЖКиСК на предписание поступил ответ о том, что покрытие города Югорска соответствует ГОСТ Р 50597-2017.
При надзоре за дорожным движением 15.01.2019 в период времени с 09-00 до 13-00 старшим государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по г. Югорску проведена проверка улиц г. Югорска на предмет соответствия улично-дорожной сети требованиям законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. По результатам указанной проверки установлено, что на покрытии проезжей части ул. Менделеева, ул. Ленина, ул. Октябрьская, ул. Железнодорожная обнаружена зимняя скользкость, выразившаяся в образовании уплотненного слоя снега (снежного наката) и льда в виде шероховатой корки на дорожном покрытии, пункты 2, 3, 4, 5 предписания от 14.01.2019 в установленный срок не выполнены, зимняя скользкость не ликвидирована (кроме ул. Садовая), при этом осадки в виде снега 14 и 15 января 2019 года не выпадали.
Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Югорского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 сентября 2018 года, вступившим в законную силу, ДЖКиСК привлечен к административной ответственности по части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В установленный срок пункты 2, 3, 4 и 5 предписания не исполнены, данное нарушение является повторным, в связи с чем в отношении департамента составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства повторного в течение года невыполнения ДЖКиСК в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении N88УУ 018718 от 21.01.2019 (л.д.4-5), рапортами должностного лица (л.д.6-10, 82-83), предписанием от 14.01.2019 (л.д.11-12), ответом на предписание (л.д.13), актом проверки от 14.01.2019 (л.д.14), актом проверки от 15.01.2019 (л.д.15), справкой о погодных условиях (л.д.19), постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Югорского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 сентября 2018 года (л.д.25 оборот-29), положением о ДЖКиСК (л.д.31-35), уставом города Югорска (л.д.36-79), письмом о предоставлении информации об алгоритме направления и получения документации ДЖКиСК (л.д.84), ответом с разъяснением алгоритма направления корреспонденции для ДЖКиСК (л.д.85), видеозаписями на СD-диске (л.д.90), телефонограммой с информацией о времени регистрации предписания (л.д.91), а также иными материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности ДЖКиСК в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт неисполнения департаментом предписания к указанному в нем сроку подтвержден материалами дела. Сведений о признании выданного предписания незаконным, о его отмене не представлено.
В настоящем случае ДЖКиСК является надлежащим субъектом, ответственным за устранение нарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения в отношении дорог общего пользования местного значения, на проезжей части которых выявлено нарушение требований пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017.
Вопреки доводам жалобы предписание адресовано именно ДЖКиСК, о чем в нем прямо указано, каких-либо сомнений, противоречий и неопределенности в том, кому адресовано данное предписание, не имеется. Предписание направлено в адрес ДЖКиСК в соответствии с имеющимся алгоритмом направления корреспонденции, получено и зарегистрировано в 10 часов 17 минут 14 января 2019 года.
Довод том, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность отнесения спорных дорог к автомобильным дорогам общего пользования, на которые требования ГОСТ Р 50597-2017 распространяются, был предметом рассмотрения судьи районного суда при пересмотре дела по жалобе, и обоснованно, с учетом положений статей 3 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отклонен, поскольку вышеуказанные улицы (ул. Садовая, ул. Менделеева, ул. Ленина, ул. Октябрьская, ул. Железнодорожная), находящиеся в пределах муниципального образования (город Югорск), предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, в связи с чем относятся к дорогам общего пользования местного значения. Каких-либо сведений об отнесении данных дорог к частным автомобильным дорогам, к автомобильным дорогам необщего пользования не имеется.
Предписание выдано уполномоченным должностным лицом, правомерно адресовано ДЖКиСК с целью устранения выявленных нарушений требования ГОСТ Р 50597-2017, им получено, но в установленный срок не исполнено. Доводы жалобы о неисполнимости предписания несостоятельны. В данном случае предписание содержит указание и на допущенные нарушения и на конкретные мероприятия, которые следует предпринять, срок установлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 с момента получения предписания.
Доводы об отсутствии в предписании информации, предусмотренной пунктом 87.1 Административного регламента, вопреки позиции заявителя, не указывают на незаконность и неисполнимость предписания.
В силу пункта 87 Административного регламента при выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения, предусмотренные пунктом 17 настоящего Административного регламента.
Пунктом 17 Административного регламента предусмотрено, что по результатам исполнения государственной функции могут приниматься ряд решений, в том числе как решение о введении временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам, так и решение о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности.
В настоящем случае принято решение предусмотренное подпунктом 17.4 Административного регламента о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности, предписание выдано уполномоченному лицу, сведений о принятии решения о ведении временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам, о необходимости таких ограничений не имеется.
Вопреки доводам жалобы содержание предписания не содержит каких-либо неясностей, двоякого толкования, препятствующих исполнению. Указанные действия к установленному сроку департаментом не выполнены, обстоятельств, указывающих на неисполнимость предписания (в том числе в части сроков исполнения) не установлено и из материалов дела не следует, данное нарушение является повторным в течение года, в связи с чем юридическим лицом совершены действия, образующие объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ДЖКиСК всех зависящих мер для выполнения в установленный срок требований предписания по устранению выявленных нарушений в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, в действиях департамента правомерно установлен факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства, а также его вина, что указывает на наличие состава административного правонарушения.
Имеющимся в материалах дела доказательствам (в том числе видеозаписи с регистратора, содержащего на одной из записей иную дату), как подтверждающим в своей совокупности виновность ДЖКиСК нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка. Иная оценка заявителем представленных доказательств не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения либо об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом при надлежащем извещении законного представителя о времени и месте составления в присутствии защитника юридического лица. Права разъяснены, копия протокола вручена. Внесение в протокол изменений также осуществлено с соблюдением указанного порядка.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание в виде штрафа назначено ДЖКиСК в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначение наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным справедливым, в полной мере отвечающей цели административного наказания.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда ДЖКиСК извещен надлежащим образом, в судебных заседаниях принимал участие защитник, возможности обосновывать позицию по делу, заявлять ходатайства лицо, привлекаемое к ответственности, лишено не было. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Югорского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 марта 2019 года, решение судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского от 16 мая 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска оставить без изменения, жалобу защитника Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска Королевой В.П. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.