Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" Ильиной Т.А. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тюменской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тюменской области от 16 июля 2019 года N50 О, решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 11 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение"
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тюменской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тюменской области от 16 июля 2019 года N50 О, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 11 сентября 2019 года, общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - ООО "ТЭО", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
Определением судьи Тюменского областного суда от 06 ноября 2019 года жалоба ООО "ТЭО" на решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 11 сентября 2019 года возвращена заявителю в связи с пропуском срока на подачу жалобы и отсутствием ходатайства о восстановлении срока.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Ильина Т.А. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 11 сентября 2019 года, прекращении производства по делу.
Управление Росприроднадзора по Тюменской области, уведомленное о подаче жалобы, возражения не направило.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N 7-ФЗ) (нормы, цитируемые в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база). Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункты 1 и 5 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона N7-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 утверждены Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Приложению N 2 Приказа Минприроды России от 09.01.2017 N 3, в разъяснениях к заполнению формы декларации указано, что Раздел 3.1 заполняется региональными операторами по обращению с ТКО, операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению, по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, объекту размещения отходов отдельно; в столбце 5 Раздела 3.1 в строках указывается фактическое количество в отчетном периоде принятых в целях размещения твердых коммунальных отходов (в тоннах).
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности юридического лица - ООО "ТЭО" является сбор отходов (ОКВЭД 38.1). ООО "ТЭО" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности. ООО "ТОО" эксплуатирует объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, а именно: полигон ТКО, расположенный по адресу: "данные изъяты" (код объекта 71-0172-000856-П, I категория негативного воздействия); полигон ТКО, расположенный по адресу: "данные изъяты" (код объекта 71-0172-000858-П, I категория негативного воздействия). ООО "ТЭО" представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
По результатам плановой выездной проверки установлено, что ООО "ТЭО" в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год ООО "ТЭО" не указало полную и достоверную информацию в части размещения твердых коммунальных отходов:
-не отражено образование отходов: отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий (код 7 37 100 02 72 5, V класс опасности) в количестве 3092, 0 т на объекте по адресу: "данные изъяты";
- отражена недостоверная информация о количестве отходов, принятых от других хозяйствующих субъектов в сравнении с отчетностью об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов, а также государственной статистической отчетностью по форме 2-ТП (отходы) за 2018 год, а именно: смет с территории гаража, автостоянки малоопасный (код 7 33 310 01 71 4, IV класс опасности) в количестве 257, 6 т вместо 275, 6 т для объекта, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, район ЗКСМ, площадка 1; мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства (код 7 31 200 02 72 5, V класс опасности) в количестве 3143, 7 т вместо 3146 т для объекта, расположенного по адресу: Тюменская "данные изъяты"
В связи с указанными обстоятельствами в отношении ООО "ТЭО" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а после рассмотрения дела уполномоченным должностным лицом общество привлечено к административной ответственности.
Факт совершения административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, а именно: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 04.07.2019, распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 30.05.2019, уведомлением о проведении проверки, Уставом ООО "ТЭО", выпиской из ЕГРЮЛ, статистической отчетностью по форме 2-ТП, отчетами об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год, декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, актом проверки от 24.06.2019, а также иными материалами, которым должностным лицом и судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо при рассмотрении дела и судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.
Довод жалобы об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нашел своего подтверждения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.
Приводя указанные доводы, заявитель ссылается на то, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Между тем, приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 05.04.2007 N 204, которым была утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления, утратил силу в связи с изданием приказа Ростехнадзора от 15.07.2016 N 301.
При этом, приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 утверждены Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду содержит в себе информацию о движении отходов по каждому классу опасности, а именно: количество образованных в отчетном периоде, утилизированных/использованных (переданных для утилизации), обезвреженных (переданных для обезвреживания), накопленных, размещенных (переданных на размещение), находящихся на хранении отходов.
В ходе производства по делу установлено, что обществом непосредственно в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год не отражено образование отходов в количестве 3092, 0 т на объекте по адресу: "данные изъяты"; а также отражена недостоверная информация о количестве отходов, принятых от других хозяйствующих субъектов в сравнении с отчетностью об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов, а также государственной статистической отчетностью по форме 2-ТП (отходы) за 2018 год, что образует объективную сторону вменяемого обществу административного правонарушения.
В связи с изложенным, действия ООО "ТЭО" правильно квалифицированы по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несогласие с выводами должностного лица и судьи районного суда вызвано ошибочным толкованием норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Доводы жалобы о том, что в решении судьи и постановлении административного органа необоснованно указано на обязанность ООО "ТЭО" заполнять декларацию и вносить плату за негативное воздействие, именно как регионального оператора (к исполнению данной обязанности ООО "ТЭО" приступило с 01.01.2019 года), отмену постановления должностного лица и судебного акта не влечет, поскольку по смыслу пункта 1 статьи 16.1 Закона N7-ФЗ ООО "ТЭО" является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, и соответственно на общество возложена обязанность по заполнению и предоставлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Довод жалобы об отсутствии умысла на сокрытие и искажение экологической информации в декларации, является несостоятельным.
Вопреки доводам жалобы, обстоятельства, указанные в жалобе, а именно не внесение 1 вида отходов в размере 3092, 0 т при переносе информации, неправильный порядок набора цифр исполнителем, внесение неверных данных в количестве принятых отходов, не свидетельствуют об отсутствии умысла юридического лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание, что действия юридического лица образуют объективную сторону вмененного административного правонарушения, при этом доказательств, подтверждающих принятие ООО "ТЭО" всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в материалы дела не представлено, выводы должностного лица и судьи о виновности ООО "ТЭО" являются обоснованными.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьей обстоятельств выявленных нарушений в раках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в отсутствие извещенного надлежащим образом законного представителя, в присутствии защитника, которому разъяснены необходимые права и вручена копия протокола.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление должностного лица о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. При назначении административного наказания должностным лицом применены требования статей 3.2 и статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено в виде предупреждения.
При этом оснований для применения положений о малозначительности ни должностное лицо, рассматривавшее дело, ни судья при рассмотрении жалобы на постановление правомерно не усмотрели. Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным по доводам жалобы не имеется.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении жалобы на постановление лицо, в отношении которого ведется производство по делу, извещалось надлежащим образом, в судебном заседании принимали участие защитники, которые обосновывали позицию юридического лица по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тюменской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тюменской области от 16 июля 2019 года N50 О, решение судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 11 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" Ильиной Т.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.