Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника индивидуального предпринимателя Колесникова Александра Евгеньевича - управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" Морозовой П.И. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Железнодорожного судебного района города Екатеринбурга от 08 мая 2019 года, решение судьи Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 26 июля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Колесникова Александра Евгеньевича - управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района", установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Железнодорожного судебного района города Екатеринбурга от 08 мая 2019 года управляющий обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (далее - ООО "УК РЭМП Железнодорожного района") индивидуальный предприниматель Колесников А.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 26 июля 2019 года из постановления мирового судьи исключено указание о невыполнении пункта 1 предписания N 29-09-11-130 от 24.07.2018, выданного Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Морозова П.И. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по жалобе.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что ИП Колесников А.Е. является управляющим ООО "УК РЭМП Железнодорожного района", и лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица. ООО "УК РЭМП Железнодорожного района" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области на основании лицензии N758 от 14.06.2017. Многоквартирный дом по адресу: г "данные изъяты" входит в перечень домов, управляемых лицензиатом ООО "УК РЭМП Железнодорожного района".
В период с 27.06.2018 по 24.07.2018 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании приказа от 26.06.2018 N29-09-09-130 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК РЭМП Железнодорожного района" на предмет соблюдения лицензионного требования, предусмотренного частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части соблюдения обязательных требований к определению размера платы и внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, предъявляемые собственникам помещений в МКД по адресу: "данные изъяты" По результатам проверки составлен акт и выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований N29-09-11-130 от 24.07.2018 со сроком исполнения пунктов 1 и 3 предписания до 15.10.2018, пункта 2 в срок до 15.11.2018. Акт проверки и предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований направлены в адрес юридического лица и получены.
С целью проверки исполнения пунктов 1 и 3 предписания N29-09-11-130 от 24.07.2018 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с 24.10.2018 года по 21.11.2018 года проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой должностное лицо административного органа установило, что требования пунктов 1 и 3 в установленный до 15.10.2018 срок не исполнены.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении должностного лица Колесникова А.Е. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением мирового судьи он был привлечен к ответственности. При пересмотре дела по жалобе на постановление судьей районного суда нарушение Колесниковым А.Е. пункта 1 предписания N29-09-11-130 от 24.07.2018 исключено.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 22.03.2019 (л.д.3-8 т.1), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.18-25, т.1), лицензией N758 от 14.07.2017 (л.д.26-27 т.1), выпиской от 26.03.2019 (л.д.28, т.1), актом проверки от 21.11.2018 (л.д.32-42 т.1), уведомлением о проведении проверки от 23.10.2018 (л.д.47 т.1), приказом о проведении внеплановой документарной проверки от 23.10.2018 (л.д.48-50 т.1), письмом ООО "УК РЭМП Железнодорожного района" от 07.11.2018 (л.д.52-54 т.1), письмом ООО "Единый расчетный центр" от 06.11.2018 (л.д.55-56 т.1), письмом ООО "УК РЭМП Железнодорожного района" от 15.10.2018 (л.д.67-69 т.1), информацией о начислениях и перерасчетах (л.д.57, 61-62, 64-66, 72-74, 115-117, 202-207, 216-232 т.1), списком лицевых счетов (л.д.78 т.1), выписками из ЕГРН (л.д.87-98 т.1), актом проверки от 24.07.2018 (л.д.166-176 т.1), предписанием N29-09-11-130 от 24.07.2018 (л.д.177-179 т.1), письмом ООО "УК РЭМП Железнодорожного района" от 28.06.2018 (л.д.209-214 т.1), обращением собственников комнат в коммунальной квартире от 06.06.2018 (л.д.236-237 т.1), справками о зарегистрированных лицах (л.д.238-241 т.1), обращением собственников комнат в коммунальной квартире от 04.06.2018 (л.д.245-246 т.1), свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.247-264 т.1), а также другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Доказательства неисполнения предписания получены в результате проведенной административным органом проверки, сведений о признании которой незаконной не имеется, полученные доказательства отвечают требованиям допустимости.
Вопреки доводам жалобы вина Колесникова А.Е. в неисполнении пункта 3 предписания N29-09-11-130 от 24.07.2018 подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушение лицензионных требований, отраженное в неисполненном пункте 3 предписания N29-09-11-130 от 24.07.2018, выявлено в результате проверки административного органа и выразилось следующем.
В силу пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7, 7(1), 8, 16, 19 и 21 приложения N 2 к настоящим Правилам, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулами 25 - 27 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из формулы 7 приложения N 2 к Правилам N354 следует, что при расчете учитывается объем потребленного ресурса, а также количество граждан, постоянно и временно проживающих в комнате в коммунальной квартире, к количеству граждан, постоянно и временно проживающих в коммунальной квартире.
В соответствии с пунктом 56(2) Правил N354 следует, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Квартира "данные изъяты" в многоквартирном доме по адресу: "данные изъяты", является коммунальной, для начисления платы открыты 3 разных лицевых счета: лицевой счет "данные изъяты" (общая площадь 24, 30 кв.м./жилая 15.20 кв.м.), лицевой счет "данные изъяты" (общая площадь 16, 60 кв.м./жилая 10, 40 кв.м.) лицевой счет "данные изъяты" (общая площадь 17, 40 кв.м./жилая 10, 90 кв.м.).
По результатам проверки, зафиксированным в акте от 24.07.2018, установлено, что собственниками комнат по ? доли являются "данные изъяты" (умер "данные изъяты"). В помещении, начисления по которому осуществляются по лицевому счету "данные изъяты", с 01 по 19 мая 2017 года зарегистрированы 5 человек, по причине снятия с учета в связи с изменением места жительства 19 мая 2017 года "данные изъяты" в последующий период в жилом помещении зарегистрированы три человека. В помещениях, начисления по которым осуществляются по лицевым счетам "данные изъяты", отсутствуют зарегистрированные потребители. Из сведений представленных управляющей компанией следует, что в жилом помещении, начисления по которому осуществляются по лицевому счету "данные изъяты", без регистрации проживают два человека, в тоже время, документов, подтверждающих это, не представлено, в связи с чем основания для применения данной численности потребителей по лицевому счету "данные изъяты" при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги в указанный период отсутствуют.
При определении объемов потребления электрической энергии, холодной и горячей воды, распределяемых ООО "УК РЭМП Железнодорожного района" по лицевым счетам в квартире N45 за период с мая 2017 года по май 2018 года проведены начисления с учетом следующего количества потребителей, проживающих в комнатах в коммунальной квартире: по лицевому счету "данные изъяты" с 01 по 19 мая 2017 года - 5 человек, в последующий период - 3 человека (с учетом перерасчета), что соответствует информации о количестве зарегистрированных граждан в указанной комнате; по лицевому счету "данные изъяты", в котором отсутствуют зарегистрированные (проживающие) потребители, объемы потребления распределены на 1 потребителя; по лицевому счету "данные изъяты", где отсутствуют зарегистрированные потребители, а наличие двух фактически проживающих документально не подтверждено, объемы потребления распределены на двух потребителей. Общее количество лиц, проживающих в коммунальной квартире "данные изъяты", учтенное при начислениях платы управляющей организацией, составляет 6 человек.
Начисления платы по услуге газоснабжения по лицевым счетам "данные изъяты", несмотря на отсутствие информации по проживающим гражданам, производятся исходя из количества потребителей 1 и 2 человека, соответственно.
Таким образом, применяемое ООО "УК РЭМП Железнодорожного района" при начислении платы за коммунальные услуги (по холодному и горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению) по лицевым счетам в квартире "данные изъяты" за период с мая 2017 года по май 2018 года количество граждан, зарегистрированных и фактически проживающих в данной квартире (при их отсутствии с собственников в соответствии с пунктом 56(2) Правил N354), указывает на нарушение пункта 50 Правил N354, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
В связи с изложенным, требование об устранении указанного нарушения лицензионных требований обоснованно предъявлено уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в пункте 3 выданного юридическому лицу (уполномоченному устранить данное нарушение) предписания N29-09-11-130 от 24.07.2018 об устранении нарушений лицензионных требований.
Указанным пунктом 3 предписания буквально предписано обеспечить соответствие порядка и размера начисленной платы за холодную и горячую воду, электрическую энергию, отведение сточных вод, газ по лицевым счетам, открытым на жилые помещения в коммунальной квартире N45 в многоквартирном доме по адресу: "данные изъяты", за период с мая 2017 года по май 2018 года, порядку и размеру платы, определенному в соответствии с пунктом 50 Правил N354, с применением количества граждан, которое соответствует количеству граждан, проживающих в комнатах коммунальной квартиры и в самой коммунальной квартире. Срок для устранения указанного нарушения, установленный до 15.10.2018 года, являлся исполнимым.
Вопреки доводам жалобы требования пункта 3 предписания в указанный в нем срок (до 15.10.2018) не исполнены, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и отражено в акте проверки от 21.11.2018 года.
Доводы о том, что предписание не содержит точного указания, из какого количества собственников и проживающих следует исходить при расчете, не указывает на какие-либо затруднения при правильном расчете, исходя из нормативных положений, указанных в Правилах N354.
В ходе проверки исполнения предписания от ООО "УК РЭМП Железнодорожного района" поступила информация, что по лицевым счетам начисления производятся следующим образом: по лицевому счету "данные изъяты" - на 3 зарегистрированных лиц, по лицевому счету "данные изъяты" - на 3 собственников, по лицевому счету "данные изъяты" - на 3 собственников. Указано, что по техническим причинам при проведении перерасчета платы за коммунальные услуги по показаниям общих приборов учета не учтено количество собственников по лицевым счетам "данные изъяты" - перерасчеты проведены по лицевым счетам на одного собственника. При этом согласно письму ООО "ЕРЦ" корректирующие перерасчеты за период с 12.08.2017 года по 30.06.2018 года должны быть проведены в ноябре 2018 года. Письмом от 13.11.2018 года ООО "УК РЭМП Железнодорожного района" предоставлена информация о предварительном расчете, который должен быть отражен в платежных документах за 2018 год.
С учетом того, что на момент завершения проверки документы, фактически подтверждающие обстоятельства проведения перерасчета, не представлены, должностное лицо, проводившее проверку, пришло к обоснованному выводу о неподтвержденности факта проведения перерасчета с целью приведения порядка и размера начисленной платы в соответствие с требованиями пункта 50 Правил N354.
Из представленных ответов и приложенных расчетов (с перерасчетом) следует, что на 15.10.2018 года надлежащим образом перерасчет не сделан, указанный пересчет, который (как следует из имеющейся переписки) должен быть фактически сделан только в ноябре 2018 года, не отражает также и весь период, в котором выявлены нарушения при начислении платы. Тем самым, порядок и размер начисленной платы за холодную и горячую воду, электрическую энергию, отведение сточных вод, газ по лицевым счетам, открытым на жилые помещения в коммунальной квартире N45 в многоквартирном доме по адресу: "данные изъяты", за период с мая 2017 года по май 2018 года не приведен в соответствие с порядком и размером платы, определенном в пункте 50 Правил N354.
Доводы о том, что предписание не содержало указание на нарушение пункта 56 (2) Правил N354 (при том, что нарушение пункта 56 (2) Правил N354 отмечено в акте проверки от 24.07.2018, по результатам которой и выдано спорное предписание) при начислении платы при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку нарушения требований пункта 50 Правил N354 (касающегося правильного расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой), о необходимости устранения которых указано в предписании, в предписанный срок устранены не были. Обстоятельства того, что по результатам проверки в ноябре 2018 года спорное предписание снято с контроля, выдано иное, с уточненными требованиями, правового значения в рамках настоящего дела не имеет.
Доказательств, исполнения требований пункта 3 предписанияN29-09-11-130 от 24.07.2018, вопреки позиции заявителя, в материалы дела не представлено.
В установленный срок законное предписание не исполнено. Факт невыполнения предписания (пункта 3) установлен и сомнений не вызывает. В связи с изложенным, в действиях должностного лица судебными инстанциями правомерно установлен факт невыполнения в установленный срок предписания органа, осуществляющего лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Колесников А.Е, являясь управляющим общества, в силу положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является, будучи должностным лицом, надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности, в своей совокупности подтверждают наличие в действиях управляющего - ИП Колесникова А.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основаниями обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом при надлежащем извещении в отсутствие Колесникова А.Е. Копия протокола направлена в его адрес.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела мировым судьей и пересмотре дела судьей районного суда Колесников А.Е. извещался надлежащим образом, в судебных заседаниях участия не принимал, при рассмотрении дела в районном суде принимал участие защитник, обосновывавший позицию Колесникова А.Е. по делу, возможности реализации процессуальных прав, Колесников А.Е. лишен не был. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Железнодорожного судебного района города Екатеринбурга от 08 мая 2019 года, решение судьи Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 26 июля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Колесникова Александра Евгеньевича - управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" оставить без изменения, жалобу защитника индивидуального предпринимателя Колесникова Александра Евгеньевича - управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" - Морозовой П.И. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.