Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Евсюкова Александра Геннадьевича на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 г. Чебаркуля и Чебаркульского района Челябинской области от 02 декабря 2019 года, решение судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 23 января 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" Евсюкова Александра Геннадьевича, установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 г. Чебаркуля и Чебаркульского района Челябинской области от 02 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 23 января 2020 года, начальник федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" (далее - ФКУ "ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям") Евсюков А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Евсюков А.Г. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (здесь и далее в редакции на момент спорных правоотношений) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) перечисленные в данном пункте сведения.
Статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Из материалов дела следует, что Евсюков А.Г. является начальником ФКУ "ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям". Страхователем ФКУ "ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" в ПФР по телекоммуникационным каналам связи 22.02.2019 года представлена исходная форма отчета СЗВ-СТАЖ, содержащая сведения на 3410 застрахованных лиц за отчетный период 2018 года. 24.09.2019 года ФКУ "ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" представлена дополняющая форма отчета СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018 года, содержащая сведения на 1 застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в исходной форме, и срок представления сведений по которому на указанный момент истек. Таким образом, должностным лицом Евсюковым А.Г. на 01.03.2019 года в нарушение пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не были представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период "год 2018" на 1 застрахованное лицо.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Евсюкова А.Г. как должностного лица, в значении, предусмотренном статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении, предусмотренным статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также для привлечения его к административной ответственности.
Обстоятельства непредставления должностным лицом Евсюковым А.Г. в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок (представление таких сведений в неполном объеме) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 30.10.2019 года (л.д.2), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.8-10), сведениями по страхователю ФКУ "ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" (л.д.11-12), сведениями по "исходной" форме СЗВ-СТАЖ (л.д.13-26), извещением о доставке сведений 22.02.2019 года (л.д.27), протоколом проверки отчетности (л.д.28-29), сведениями по страхователю от 24.09.2019 года (л.д.30), сведениями по "дополняющей" форме СЗВ-СТАЖ (л.д.31), извещением о доставке сведений 24.09.2019 года (л.д.32), протоколом проверки отчетности по дополняющей форме СЗВ-СТАЖ (л.д.33), актом о выявления правонарушения (л.д.34-35), а также другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Доводы об отсутствии в действиях Евсюкова А.Г. состава административного правонарушения несостоятельны.
С учетом положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу своей должности начальника учреждения Евсюков А.Г. является лицом ответственным за представление сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а потому надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
При этом имеющиеся в деле доказательства подтверждают наличие в его действиях (бездействии) объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку сведения на 1 застрахованное лицо "данные изъяты" указанные в "дополняющей" форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, представлены с нарушением установленного законом (до 01.03.2019) срока.
Доводы жалобы о том, что Пенсионным фондом уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий не направлялось, в связи с чем учреждение лишено права устранить ошибки в пятидневный срок с освобождением от финансовых санкций, что представление дополняющей формы 24.09.2019 года направлено до обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
Действительно, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, а в силу пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах финансовые санкции к такому страхователю не применяются при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и самостоятельном представлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются.
В тоже время, к рассматриваемому случаю привлечения Евюкова А.Г. к административной ответственности данные нормативные положения не применимы, поскольку касаются возможности освобождения страхователя (которым применительно к рассматриваемой ситуации является учреждение) от финансовой ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица, а не от административной ответственности должностного лица.
Самостоятельное устранение страхователем ошибки и неполноты ранее представленных сведений по истечении срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не исключает установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную указанной нормой обязанность по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок. Обстоятельства наложения на учреждение финансовой санкции по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (законность или незаконность которого не является предметом рассмотрения настоящего дела), ссылки на сложившийся правоприменительный подход об освобождении страхователей от финансовой санкции в случае самостоятельного выявления и устранения ими ошибок, не свидетельствуют о необоснованности привлечения к административной ответственности на основании статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начальника учреждения Евсюкова А.Г, своевременно не исполнившего предусмотренную пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанность.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 04.02.2019 N 8-П наряду с закрепленными в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" мерами государственного принуждения в отношении страхователей, нацеленными на обеспечение исполнения обязанностей, связанных с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, статья 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает также административную ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о таком учете срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для такого учета, а равно их представление в неполном объеме или в искаженном виде.
Указанное правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства в сфере организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, как для страхователей, так и для должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого учета на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам Пенсионного фонда Российской Федерации, само по себе не может расцениваться как отступление от вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых реализуется право на социальное обеспечение и осуществляется социальное обеспечение в целом.
В силу изложенного, приведенные заявителем доводы об отсутствии состава административного правонарушения в связи с самостоятельным исправлением ошибок, несостоятельны, поскольку не являются основанием для освобождения должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную указанной нормой обязанность по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основаниями обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом при надлежащем извещении в отсутствие Евсюкова А.Г. Копия протокола направлена в его адрес.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья городского суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение. Имеющиеся в тексте решения судьи городского суда ссылки на пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" при правильном описании обстоятельств дела, а также ошибочное указание в тексте решения фамилии иного лица, не указывают о наличии существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по существу, представляют собой технические описки, которые могут быть устранены в порядке статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а потому основанием к отмене судебного акта не являются.
Доводы о нарушении положений части 2 статьи 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с вручением копии решения 21.02.2020 года отмену судебного акта также не влекут, поскольку срок обжалования вступившего в законную силу судебного акта Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не ограничен, а право на судебную защиту непосредственно реализовано путем подачи настоящей жалобы в кассационный суд.
При рассмотрении дела мировым судьей и пересмотре дела судьей городского суда Евсюков А.Г. извещался надлежащим образом, в судебных заседаниях участия не принимал, при рассмотрении дела в городском суде принимал участие защитник, обосновывавший позицию Евсюкова А.Г. по делу, возможности реализации процессуальных прав, Евсюков А.Г. лишен не был. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 г. Чебаркуля и Чебаркульского района Челябинской области от 02 декабря 2019 года, решение судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 23 января 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям" Евсюкова Александра Геннадьевича оставить без изменения, жалобу Евсюкова Александра Геннадьевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.