Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Туринская центральная районная больница имени О.Д. Зубова" - Печенкиной А.Р. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Туринского судебного района Свердловской области от 22 декабря 2019 года, решение судьи Туринского районного суда Свердловской области от 10 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Туринская центральная районная больница имени О.Д. Зубова", установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Туринского судебного района Свердловской области от 22 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Туринского районного суда Свердловской области от 10 февраля 2020 года, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Туринская центральная районная больница имени О.Д. Зубова" (далее - ГБУЗ СО "Туринская центральная районная больница имени О.Д. Зубова") признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Печенкина А.Р. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу в виду малозначительности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 30.10.2018 в отношении ГБУЗ СО "Туринская центральная районная больница имени О.Д. Зубова" территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Ирбит, Ирбитском, Слободо-Туринском, Тавдинском, Табринском и Туринском районах была проведена внеплановая выездная проверка. При проведении проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований. С целью устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 03.12.2018 N87/2018-100. Срок устранения выявленных нарушений установлен до 01 октября 2019 года. Предписание получено уполномоченным лицом.
В соответствии с распоряжением Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 14.10.2019 в связи с необходимостью проверки ранее выданного предписания проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки исполнения предписания установлено, что предписание от 03.12.2018 N87/2018-100 со сроком исполнения предписания до 01 октября 2019 года не исполнено. Не выполнен пункт 1 предписания от 03.12.2018 N 87/2018-100: не организован и не проведен производственный лабораторный контроль с учетом требований нормативных документов: с периодичностью, установленной программой производственного контроля, производственный лабораторный контроль воздуха рабочей зоны, в том числе на рабочем месте зубного техника, дезинфектора, административно-хозяйственной части и др.; с периодичностью, установленной программой производственного контроля, контроль физических факторов (показателей микроклимата, освещенности, шума, электромагнитных полей, УФО и др.) и радиологических факторов (мощности экспозиционной дозы гамма-излучения, концентраций ЭРОА Радона, ЭРОА Торона); не проведен контроль за параметрами микроклимата с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев и загрязненностью химическими веществами воздушной среды, не реже 1 раз в год, в соответствии с пунктом 6.41 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"; производственный контроль питьевой воды в отделениях (внутренних водопроводных сетях).
Не выполнен пункт 2 предписания от 03.12.2018 N 87/2018-100: данные, подтверждающие соответствие освещения помещений прачечной гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий, не представлены.
Не выполнен пункт 3 предписания от 03.12.2018 N 87/2018-100: не организован контроль за параметрами микроклимата с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев и загрязненностью химическими веществами воздушной среды, не реже 1 раз в год.
Не выполнен пункт 4 предписания от 03.12.2018 N 87/2018-100: не представлены данные контроля за качеством обработки белья, который основан на обнаружении санитарно-показательных микроорганизмов в смывах, взятых со всех видов белья, хранящегося на складе чистого белья, проводимого в соответствии с пунктом 10.1 методических указаний МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях".
Не выполнен пункт 5 предписания от 03.12.2018 N 87/2018-100 не осуществлен производственный контроль за выполнением санитарных правил и гигиенических нормативов на рабочих местах инвалидов с периодичностью, установленной программой производственного контроля.
В связи с указанными обстоятельствами неисполнения в установленный срок предписания в отношении юридического лица ГБУЗ СО "Туринская центральная районная больница имени О.Д. Зубова" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства невыполнения ГБУЗ СО "Туринская центральная районная больница имени О.Д. Зубова" в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе по делу об административном правонарушении от 05.12.2019 (л.д.3), актом проверки от 12.11.2019 (л.д.5-6), актом проверки от 03.12.2018 (л.д.8-10), предписанием от 03.12.2018 N 87/2018-100 (л.д.11-12), распоряжением о проведении проверки от 14.10.2019 (л.д.14), Уставом ГБУЗ СО "Туринская центральная районная больница имени О.Д. Зубова" (л.д.21-29), а также другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований полагать о незаконности и неисполнимости предписания от 03.12.2018 N 87/2018-100 не имеется. Обстоятельства неисполнения законного и исполнимого предписания установлены, сомнений не вызывают, по существу заявителем не оспариваются.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Допустимых и достоверных доказательств, которые бы вызывали сомнение в виновности общества, в том числе доказательств принятия всех зависящих от юридического лица мер к исполнению предписания не представлено.
Именно в действиях ГБУЗ СО "Туринская центральная районная больница имени О.Д. Зубова", с учетом представленных в материалы дела относимых, допустимых и достаточных для установления вины доказательств, судебными инстанциями правомерно установлен факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом при надлежащем извещении о времени и месте составления в присутствии законного представителя юридического лица Разуваевой Е.В, права ей разъяснены, копия протокола вручена.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено юридическому лицу в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Доводы жалобы о возможности применения положений о малозначительности были предметом рассмотрения судьи районного суда, правомерно отклонены, исходя из характера административного правонарушения и объекта посягательства.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Совершенное в настоящем случае административное правонарушение в силу объекта посягательства (порядка управления), конкретного характера административного правонарушения, принимая во внимание формальный состав административного правонарушения, выразившегося в виде невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства, не может характеризоваться как малозначительное.
Приведенное заявителем в жалобе иное мнение относительно характера и существенности нарушений, как и суждения о том, что в настоящее время принимаются активные меры по устранению нарушений, основанием для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела мировым судьей и пересмотре дела судьей районного суда юридическое лицо извещалось надлежащим образом, в судебных заседаниях принимали участие законный представитель и защитник, которые обосновывали позицию учреждения по делу, возможности реализации процессуальных прав, общество лишено не было. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Туринского судебного района Свердловской области от 22 декабря 2019 года, решение судьи Туринского районного суда Свердловской области от 10 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Туринская центральная районная больница имени О.Д. Зубова" оставить без изменения, жалобу защитника государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Туринская центральная районная больница имени О.Д. Зубова" - Печенкиной А.Р. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.