Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайдуллиной А.Н, судей Чипизубовой О.А, Фархутдиновой Н.М.
при секретаре Большаковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Челябинской области Саломатова Е.Н. на приговор мирового судьи судебного участка N 4 Советского района г. Челябинска от 18 марта 2019 года в отношении
КРАСНОЯРОВОЙ Натальи Сергеевны, родившейся "данные изъяты" года, судимой:
1) 19 августа 2014 года Курганским городским судом Курганской области по ст. 314.1 УК РФ к 3 месяцам лишения свободы;
2) 13 ноября 2014 года тем же судом по п. "в" ч. 2 ст. 158, п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ, чч. 3, 5 ст. 69 УК РФ (приговор от 19 августа 2014 года) к 1 году 6 месяцам лишения свободы, отбывшей наказание 5 февраля 2016 года;
3) 19 ноября 2018 года тем же судом по п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима (с исчислением срока наказания с 19 ноября 2018 года и зачетом в срок лишения свободы времени содержания под стражей с 9 октября 2018 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима);
4) 15 марта 2019 года Советским районным судом г. Челябинска (с учетом постановления Советского районного суда г. Челябинска от 9 сентября 2019 года) по п. "з" ч. 2 ст. 112 УК РФ к 2 годам лишения свободы, в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ (приговор от 19 ноября 2018 года) к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима (с исчислением срока наказания с 15 марта 2019 года, с зачетом в окончательное наказание наказания, отбытого по приговору от 19 ноября 2018 года - с 9 октября 2018 года по 14 марта 2019 года, а также с зачетом на основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ времени содержания под стражей - с 9 октября 2018 года по 17 января 2019 года и с 15 марта 2019 года по 13 апреля 2019 года), осуждена по ч. 1 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 9 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима; в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору Курганского городского суда Курганской области от 19 ноября 2018 года - окончательно к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 2 месяца с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Мера пресечения изменена на заключение под стражу, взята под стражу в зале суда. Срок наказания исчислен с 18 марта 2019 года; в срок наказания зачтен период содержания Краснояровой Н.С. под стражей по приговору от 19 ноября 2018 года - с 9 октября 2018 года по 17 марта 2019 года.
На основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона N 186-ФЗ от 3 июля 2018 года) время содержания Краснояровой Н.С. под стражей с 18 марта 2019 года по день вступления приговора в законную силу включительно зачтено в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
В апелляционном порядке приговор не пересматривался, вступил в законную силу 29 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Фархутдиновой Н.М. об обстоятельствах дела, содержании судебного решения и доводах кассационного представления; выступления прокурора Кротова А.В, поддержавшего доводы кассационного представления, адвоката Мухтарова Д.Р, полагавшего судебное решение подлежащим изменению в части, улучшающей положение осужденной, судебная коллегия
установила:
указанным приговором Красноярова Н.С. признана виновной в тайном хищении 26 августа 2018 года имущества ФИО1 на общую сумму "данные изъяты".
Приговор постановлен в особом порядке принятия судебного решения в соответствии с главой 40 УПК РФ.
В кассационном представлении прокурор, не оспаривая обоснованности привлечения Краснояровой Н.С. к уголовной ответственности и правильности квалификации ее действий, просит об изменении приговора и исключении из него указания о назначении наказания по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ, поскольку наказание по приговору от 19 ноября 2018 года уже было учтено при назначении Краснояровой Н.С. наказания по приговору Советского районного суда г. Челябинска от 15 марта 2019 года. Как следствие просит исключить указание на зачет в срок отбытого наказания периода отбытия наказания по приговору от 19 ноября 2019 года - с 9 октября 2018 года по 17 марта 2019 года.
Изучив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия полагает приговор подлежащим изменению.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
К числу таких нарушений уголовного закона отнесены, в частности, нарушения Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации, допущенные судами при назначении наказания.
Уголовное дело в отношении Краснояровой Н.С. рассмотрено в особом порядке судебного разбирательства, предусмотренном главой 40 УПК РФ. Красноярова Н.С. свою вину в совершении преступления признала в полном объеме, согласилась с предъявленным обвинением, после консультации с защитником поддержала заявленное ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. Судом первой инстанции порядок заявления ходатайства обвиняемой о рассмотрении уголовного дела с применением особого порядка принятия судебного решения проверен и соблюден. Такое ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства поддержано иными участниками процесса.
Выводы суда первой инстанции относительно соблюдения условий постановления приговора без проведения судебного разбирательства мотивированы в приговоре. Обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке главы 40 УПК РФ, не имелось.
Юридическая оценка действий Краснояровой Н.С. соответствует описанию преступного деяния, с обвинением в совершении которого она согласилась, и дана судом правильно.
При назначении осужденной наказания судом выполнены требования ст.ст. 6, 43, 60, 61 УК РФ. Наказание, назначенное Краснояровой Н.С, соответствует характеру, степени общественной опасности и тяжести содеянного, данным о личности виновной, определено оно с учетом всех установленных по делу обстоятельств (смягчающих, отягчающего - рецидив преступлений) и не превышает пределов, установленных ч. 5 ст. 62 УК РФ.
Выводы суда о возможности достижения целей наказания только в условиях изоляции Краснояровой Н.С. от общества основаны на законе и в приговоре мотивированы.
Вместе с тем, при назначении осужденной наказания мировым судьей допущено нарушение уголовного закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 УК РФ лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РФ, и с учетом положений Общей части УК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 6 УК РФ никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.
Как видно из обжалуемого приговора окончательное наказание Краснояровой Н.С. назначено по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения вновь назначенного наказания с наказанием по приговору Курганского городского суда Курганской области от 19 ноября 2018 года.
Между тем до постановления обжалуемого приговора наказание по приговору от 19 ноября 2018 года уже учитывалось при частичном сложении по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ с наказанием, назначенным по приговору Советского районного суда г. Челябинска от 15 марта 2019 года.
Таким образом, мировой судья, назначив окончательное наказание на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ с учетом наказания по приговору от 19 ноября 2018 года, фактически повторно учел наказание по этому приговору, что ухудшает положение осужденной и противоречит положениям ч. 2 ст. 6 УК РФ.
Изложенное свидетельствует о неправильном применении уголовного закона, а именно нарушении мировым судьей Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации, которое подпадает под критерий существенного, повлиявшего на исход дела, и в соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ является основанием для изменения приговора в этой части.
С учетом изложенного из приговора мирового судьи подлежит исключению указание о назначении наказания на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору Курганского городского суда Курганской области от 19 ноября 2018 года.
В связи с этим, подлежит исключению и указание о зачете наказания, отбытого по приговору от 19 ноября 2018 года, с 9 октября 2018 года по 17 марта 2019 года. В остальном приговор в части осуждения Краснояровой Н.С. по ч. 1 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 9 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима подлежит оставлению без изменения.
Вопросы о назначении Краснояровой Н.С. окончательного наказания и соответственно зачета в срок лишения свободы отбытого наказания подлежат разрешению в порядке ст. 397 УПК РФ.
Руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор мирового судьи судебного участка N 4 Советского района г. Челябинска от 18 марта 2019 года в отношении Краснояровой Натальи Сергеевны изменить:
исключить указание о назначении наказания на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору Курганского городского суда Курганской области от 19 ноября 2018 года;
исключить указание о зачете наказания, отбытого по приговору от 19 ноября 2018 года, с 9 октября 2018 года по 17 марта 2019 года.
В остальном тот же приговор оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.