Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельева Л.А, судей Ермолаевой Л.П, Загайновой А.Ф, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Котова Анатолия Владимировича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 01 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 25 ноября 2019 года, вынесенные по административному делу N2а-6209/2019 по административному исковому заявлению Котова Анатолия Владимировича к Управлению Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства Челябинской области о признании решения незаконным, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, УСТАНОВИЛА:
Котов Анатолий Владимирович (далее - Котов А.В, административный истец) обратился в суд с административным иском к Управлению Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства Челябинской области (далее - Управление Гостехнадзора) о признании незаконным отказа от 04 апреля 2019 года в регистрации экскаватора ЭО-5126, возложении на ответчика обязанности зарегистрировать экскаватор и выдать на него паспорт самоходной машины.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 01 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным Челябинского областного суда от 25 ноября 2019 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд 02 июня 2020 г, Котов А.А. (далее так же заявитель) ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Как полагает заявитель, суды пришли к ошибочному выводу о наличии оснований для отказа в регистрации экскаватора по мотиву отсутствия паспорта самоходной машины, поскольку указанный паспорт в настоящем случае так же должен быть выдан административным ответчиком.
В суде кассационной инстанции представитель административного истца Кутепова Н.А. на удовлетворении кассационной жалобы настаивала по приведенным в жалобе основаниям.
Представитель Управления Гостехнадзора Белов М.И. с доводами жалобы не согласился, полагая обжалуемые судебные акты суда законными.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Судом первой инстанции установлено, что экскаватор ЭО-5126 был приобретен Котовым А.В. по договору купли-продажи от 24 декабря 1997 года у ЗАО "Уральская промышленно-строительная инвестиционная фирма". Экскаватор на учете в органах Гостехнадзора не состоял, паспорт самоходной машины (далее - ПСМ) на него отсутствует.
04 апреля 2019 года истец обратился в Управление Гостехнадзора с заявлением о регистрации экскаватора и выдаче паспорта самоходной машины (ПСМ) на основании договора купли-продажи N112-2/97 от 24.12.1997, акта приема-передачи к указанному договору и формуляра на экскаватор одноковшовый ЭО-5126.ФО-1 (т. 1 л.д. 11).
В регистрации экскаватора заявителю отказано ввиду отсутствия ПСМ и несоответствия в формуляре даты выпуска и даты изготовления машины (т.1 л.д.11).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанции, исходили из отсутствия у органа Гостехнадзора Челябинской области полномочий по выдаче паспорта на самоходную машину, ранее не прошедшую технический учет, и отсутствия в силу этого оснований для возложения на ответчика обязанности по постановке спорного экскаватора на учет без необходимого комплекта документов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условием признания оспариваемых в порядке главы 22 Кодекса решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно статье 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 N 283-ФЗ) государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
Решение вопросов осуществления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, государственной регистрации самоходных машин и других видов техники и прицепов (полуприцепов) к ним производится органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 28 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Челябинской области от 28.03.2012 N 128-П утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 10 Административного регламента правовым основанием предоставления государственной услуги являются, в том числе, постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 938) и постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 460).
В соответствии с пунктами 1, 2 постановления Правительства N 938 регистрацию на территории Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора).
Обязательным условием регистрации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и других машин и допуска их к эксплуатации является наличие паспорта самоходной машины и иных видов техники, порядок выдачи которых регламентирован постановлением Правительства N 460.
Пунктом 2 постановления Правительства N 460 установлено, что паспорта выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 года, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 года; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 года, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 года, - при предъявлении их к регистрации.
С 01 января 2016 года вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины.
Согласно пункту 2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100), паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр (далее - уполномоченные органы (организации)), по единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100.
Вместе с тем согласно подпункту "в" пункта 2 Порядка, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" до 1 января 2016 года допускается оформление паспорта самоходной машины и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства-члена.
Согласно п. 9 указанного Порядка, орган, уполномоченный на регистрацию машин (Гостехнадзор) может выдать дубликат ПСМ только на ранее зарегистрированную машину.
Пунктом 11 Административного регламента определен перечень документов, необходимых для регистрации самоходной машины, в том числе паспорт самоходной машины.
В силу подпункта 2 пункта 17 Административного регламента представление неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 11 для физических лиц и пунктом 12 для юридических лиц, является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Суды установив, что до вступления в действие решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" административный истец, владеющий экскаватором с 24.12.1997 года, за получением паспорта самоходной машины в порядке пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.1995 N 460 не обращался, а так же установив отсутствие у органа гостехнадзора области с 01 января 2016 года полномочий по выдаче паспорта на самоходную машину, ранее не прошедшую технический учет, пришли к верному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по постановке спорного экскаватора на учет в силу чего правомерно признали отказ Управления Гостехнадзора в регистрации принадлежащего истцу экскаватора ЭО-5126, соответствующим требованиям действующего законодательства, не нарушающим права и охраняемые законом интересы Котова А.В.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и получили соответствующую правовую оценку. Содержание жалобы не подтверждает нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии областного суда, подлежат оставлению без изменения, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 01 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 25 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Котова Анатолия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.