Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В.
судей Загайновой А.Ф, Ермолаевой Л.П, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 07 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 04 февраля 2020 года, вынесенные по административному делу N2а-2182/2019 по административному иску Винникова Дмитрия Сергеевича к призывной комиссии Военного комиссариата Сосновского района Челябинской области, Военному комиссариату Сосновского района Челябинской области, ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" о признании незаконным решения, заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф, представителя ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" Баркалая Ф.А, представителя административного истца Винникова Д.С. - Куклева Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Винников Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии Военного комиссариата Сосновского района Челябинской области от 10 июня 2019 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; о признании не прошедшим военную службу по призыву на законных основаниях; просил обязать административного ответчика выдать военный билет.
В обоснование административного иска указано, что состоит на воинском учете в военном комиссариате Сосновского района Челябинской области. В соответствии с выпиской из протокола призывной комиссии N 9 от 10.06.2019 Винников Д.С. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. С указанным решением не согласен, поскольку 14.12.2016 административному истцу исполнилось 27 лет и какие - либо действия в отношении него в рамках призыва военным комиссариатом не осуществлялись, всегда проживал по месту регистрации, указанному в паспорте, повестки о явке в военный комиссариат не получал, от призыва не уклонялся.
Определением Сосновского районного суда Челябинской области от 09 октября 2019 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Военный комиссариат Челябинской области и Военный комиссариат Сосновского района Челябинской области.
Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 07 ноября 2019 года административные исковые требования Винникова Д.С. удовлетворены. Суд признал незаконным решение призывной комиссии Военного комиссариата Сосновского района Челябинской области от 10.06.2019 о признании Винникова Д.С. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязал Военный комиссариат Сосновского района Челябинской области выдать Винникову Д.С. военный билет.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 04 февраля 2020 года решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" просит отменить судебные акты ввиду несоответствия выводов судов обстоятельствам дела и существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений административного истца, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.
При рассмотрении дела судами установлено, что Винников Д.С, "данные изъяты" года рождения, на воинском учете не состоял.
С 22.12.2003 по 21.06.2013 Винников Д.С. был зарегистрирован по адресу: "данные изъяты" (Центральный район г. Челябинска).
С 22.07.2013 по 20.01.2018 был зарегистрирован по адресу: "данные изъяты" (Ленинский район г. Челябинска).
С 20.01.2018 по настоящее время Винников Д.С. зарегистрирован по адресу: "данные изъяты" (Сосновский район Челябинской области).
04.03.2019 Винников Д.С. обратился в военный комиссариат Сосновского района Челябинской области с заявлением о выдаче военного билета по достижению им возраста 27 лет, указав при этом, что проживает в Сосновском районе Челябинской области и не работает.
Решением призывной комиссии Сосновского муниципального района Челябинской области от 10.06.2019 Винников Д.С. на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 22 и пункта 1 статьи 52, пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас Вооруженных сил Российской Федерации, определена категория годности "Б", графа 2.
Установив приведенные выше фактические обстоятельства, руководствуясь статьей 25, пунктом 1.1 статьи 28, пунктом 1 статьи 26, статьей 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федерального закона N 53-ФЗ), пунктами 17, 18, 19 Положения о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Винникова Д.С. были законные основания для непрохождения военной службы до достижения им возраста 27 лет, поскольку военный комиссариат, на которого возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву, предусмотренной законом обязанности в период с 2007 года по 14 декабря 2016 года (достижение возраста 27 лет) не выполнил, а у Винникова Д.С. являться в военный комиссариат обязанности по своей инициативе не имелось.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения по апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области", установил, что в военных комиссариатах Центрального и Советского районов г. Челябинска, Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска, Сосновского района Челябинской области Винников Д.С. на воинском учете не состоял. Однако, в период с 1996 по 2005 год обучаясь в МБОУ "СОШ N г. Челябинска"; с 2005 по 2009 год - в НОУ "Челябинский юридический колледж", с 2009 по 2013 год - в МОУ ВПО "Южно- Уральский профессиональный институт", от военных комиссариатов он не скрывался, имел и имеет постоянную регистрацию по месту жительства на территории г. Челябинска, в период с 2008 года по настоящее время официально трудоустроен на территории г. Челябинска. Поскольку мероприятия по организации призыва на военную службу в период с 2007 года до достижения им возраста 27 лет военными комиссариатами не осуществлялись, а обязанность самостоятельно явиться в военкомат у административного истца отсутствовала, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Винников Д.С. не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам и административный иск удовлетворен обоснованно.
Доводы административного ответчика о наличии обязанности у Винникова Д.С. сообщать в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, месте жительства в пределах муниципального образования, сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания на срок более 3 месяцев, и встать на воинский учет в 2- недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания, суд апелляционной инстанции отверг, признав несостоятельными со ссылкой на то, что Винников Д.С. не был поставлен на первоначальный воинский учет в год достижения им возраста 17 лет, в связи с чем такая обязанность не возникла.
Выводы судов основаны на неправильном применении и ошибочном толковании нормы материального права.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.
Абзацем 4 пункта 1 статьи Федерального закона N 53-ФЗ, подпункта "г" пункта 50 раздела IX Постановления Правительства РФ N 719 от 27.11.2006 "Об утверждении положения о воинском учете" предусмотрено, что граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
Согласно статье 22 Федерального закона N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 года, статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.
Согласно приведенной норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В абзаце втором названного пункта указано, что порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации в разделе III устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 34 Положения призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву на основании документов воинского учета, а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих органов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 26-П, неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Таким образом, действующее законодательство прямо определяет в целях обеспечения воинского учета, что граждане, в том числе, обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, то есть, обязаны явиться в военный комиссариат для первоначальной постановки на воинский учет и для применения положений части 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы, а необходимо установление оснований, предусмотренных статьями 23 и 24 названного Федерального закона N 53-ФЗ, и имела ли место отмена призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии, исключающих вынесение решения о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В связи с чем, при проверке законности оспариваемого административным истцом решения призывной комиссии, оценке подлежали обстоятельства, в связи с которыми Винников Д.С. в период с 01 января 2014 года до достижения им возраста 27 лет не исполнил обязанность по прохождению военной службы с точки зрения их обоснованности и возникновения объективных причин, препятствующих для призыва на военную службу, при условии отсутствия действий самого Винникова Д.С, препятствующих его призыву на военную службу. Указанные обстоятельства являются юридически значимыми и судами не исследовались.
Обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд за защитой нарушенного права.
Кроме того, пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.
Пунктом 6 названной нормы установлено, что порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.
Согласно пункту 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 года N 719 граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления (подпункт "а").
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из материалов дела следует, что Винников Д.С. до возраста 23 лет он был зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания в Центральном районе г. Челябинска, с 23 до 26 лет - в Ленинском районе г. Челябинска, в последующем, с возраста 26 лет - в Сосновском районе г. Челябинска.
Удовлетворяя требования административного истца, суды пришли к выводу о том, что Военный комиссариат Сосновского района Челябинской области не исполнил надлежащим образом обязанность по призыву Винникова Д.С. на военную службу, в связи с чем он не представлял сведения о себе, на воинский учет не вставал, полагая, что это обязанность военного комиссариата пригласить призывника для постановки на учет. Установив изложенное, суды сделали вывод о незаконном бездействии Военного комиссариата Сосновского района Челябинской области.
Между тем, Винников Д.С. был зарегистрирован по адресу: "данные изъяты" (Сосновский район Челябинской области) только 20.01.2018, обратился в военный комиссариат Сосновского района Челябинской области с заявлением о выдаче военного билета 04.03.2019, на воинский учет встал 13.06.2019, то есть после вынесения оспариваемого решения.
Имелась ли возможность в указанный промежуток времени обеспечить Винникову Д.С. выполнение воинской обязанности, суды не исследовали.
Аналогичные выводы сделаны судом апелляционной инстанции относительно непривлеченных к участию в деле лиц - военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Челябинска, Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска, в действиях которых установлена ненадлежащая организация призывных мероприятий в отношении Винникова Д.С.
Доводы кассационной жалобы заслуживают внимания. Установив, что судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм процессуального и материального права, которые повлияли на исход рассмотрения иска, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что принятые ими судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Сосновского районного суда Челябинской области от 07 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 04 февраля 2020 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.