Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2232/2019 по иску Носик Татьяны Юрьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периода работы в специальный стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Носик Татьяны Юрьевны на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 18 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 03 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Носик Т.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее по тексту - УПФ в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от 13 марта 2019 года N 1806920/18 в части отказа во включении в стаж для назначения страховой пенсии периодов работы с 05 января 1995 года по 30 ноября 1995 года в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения стационара Муниципального предприятия здравоохранения Медицинской санитарной части Гороблагодатского рудника в льготном исчислении один год за один год шесть месяцев, с 20 декабря 1995 года по 13 февраля 1996 года в должности медицинской сестры палатного терапевтического отделения Муниципального предприятия здравоохранения Медицинской санитарной части Гороблагодатского рудника в календарном исчислении, о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, указанных периодов работы, назначении ей страховой пенсии по старости с 03 декабря 2018 года.
В обоснование заявленных требований Носик Т.Ю. сослалась на то, что 03 декабря 2018 года она обратилась к УПФ в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-Ф3 "О страховых пенсиях". Пенсионным органом ее специальный стаж определен продолжительностью 28 лет 07 месяцев 12 дней, при этом к зачету не принят период ее работы с 05 января 1995 года по 01 марта 1996 года медицинской сестрой палаты новорожденных родильного отделения стационара Муниципального предприятия здравоохранения Медицинской санитарной части Гороблагодатского рудника. Решение ответчика полагает незаконным.
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 18 ноября 2019 года в специальный стаж Носик Т.Ю. включены периоды работы в календарном исчислении с 05 января 1995 года по 30 ноября 1995 года в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения стационара Муниципального предприятия здравоохранения Медицинской санитарной части Гороблагодатского рудника, с 20 декабря 1995 года по 13 февраля 1996 года в должности медицинской сестры палатной терапевтического отделения Муниципального предприятия здравоохранения Медицинской санитарной части Гороблагодатского рудника, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 03 июня 2020 года решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 18 ноября 2019 года отменено в части включения в специальный стаж Носик Т.Ю. периодов работы в календарном исчислении с 05 января 1995 года по 30 ноября 1995 года и с 20 декабря 1995 года по 13 февраля 1996 года, в данной части принято новое решение об отказе в удовлетворении Носик Т.Ю. данных требований, в остальной части решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 18 ноября 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Носик Т.Ю. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
В обоснование доводов кассационной жалобы Носик Т.Ю. указывает на то, что суд первой инстанции, отказывая во включении в специальный стаж спорных периодов работы в льготном исчислении, не учел, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" занимаемая ею должность была предусмотрена Списком должностей медицинских работников имеющих право на пенсию за выслугу лет, работа которых подлежит исчислению в льготном порядке. Апелляционная инстанция, отменяя решение суда, указала на отсутствие правовых оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж в связи с тем, что Медицинское предприятие здравоохранения Медицинской санитарной части Гороблагодатского рудника изначально являлось муниципальным предприятием здравоохранения и только 15 апреля 1997 года переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 2". Однако, согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, работа в должностях среднего медицинского персонала давала право на льготное пенсионное обеспечение независимо от наименования лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений и их формы собственности.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционное определение подлежит отмене ввиду нарушения судом норм процессуального права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на день обращения истца с заявлением о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" от 16 июля 2014 года N 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, имевшим место в периоде с 11 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Согласно пункту 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, предусмотрен средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с указанным постановлением среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.
Действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.., утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены медицинские сестры, учреждения - больницы всех наименований.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.., утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев засчитывается в стаж работа в должностях операционной медицинской сестры отделений хирургического профиля стационаров, а также медицинской сестры перевязочных в отделениях определенного профиля.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 03 декабря 2018 года Носик Т.Ю. обратилась в УПФ в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 13 марта 2019 года N 1806920/18 Носик Т.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Зачтенный ответчиком специальный стаж на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии составил 28 лет 06 месяцев 18 дней с учетом исчисления части периодов работы в медицинских учреждениях в льготном исчислении.
Как следует из указанного решения, в специальный стаж не включен ряд периодов трудовой деятельности истца, в том числе периоды с 05 января 1995 года по 30 ноября 1995 года в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения стационара Муниципального предприятия здравоохранения Медицинской санитарной части Гороблагодатского рудника, с 20 декабря 1995 года по 13 февраля 1996 года в должности медицинской сестры палатной терапевтического отделения Муниципального предприятия здравоохранения Медицинской санитарной части Гороблагодатского рудника, поскольку предприятия не предусмотрены Списками учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судом первой инстанции установлено на основании постановления Главы администрации г. Кушвы N 305 от 15 апреля 1997 года муниципальное предприятие здравоохранения Медсанчасть Гороблагодатского рудника было переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения "Горбольница N 2".
Разрешая спор в части включения в специальный стаж истца периодов работы в Муниципальном предприятии здравоохранения Медсанчасть Гороблагодатского рудника с 05 января 1995 года по 30 ноября 1995 года в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения стационара, с 20 декабря 1995 года по 13 февраля 1996 года в должности медицинской сестры палатной терапевтического отделения, суд первой инстанции исходил из того, что специфика и особенности функционирования муниципального предприятия здравоохранения Медсанчасть Гороблагодатского рудника с учетом характера работы истца соответствовали лечебному профилю учреждения, предусмотренному Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, принимая во внимание положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.., утвержденных вышеуказанным постановлением, пришел к выводу о возможном зачете спорных периодов работы в специальный стаж Носик Т.Ю.
При этом суд, принимая во внимание, что в период с 05 января 1995 года по 30 ноября 1995 года работа истца протекала в палате новорожденных родильного отделения, которое не относится к отделению хирургического профиля стационара, пришел к выводу об отсутствии оснований для зачета данного периода работы в ее специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев. Поскольку специальный стаж истца, с учетом включенных периодов, составил 29 лет 08 месяцев 02 дня (менее 30 лет), суд оставил без удовлетворения требование истца о назначении ей досрочной страховой пенсии.
Проверяя законность решения суда первой инстанции по доводам жалобы пенсионного органа, апелляционная инстанция исходила из того, что к спорным правоотношениям пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в соответствии с которыми в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), не применяется, поскольку возможность зачета в специальный стаж работы в медицинских частях предусмотрена в соответствии с данной нормой, только если они являются структурным подразделением организаций (воинских частей), тогда как Медсанчасть Гороблагодатского рудника являлась самостоятельным юридическим лицом.
Истребовав дополнительные доказательства по делу в виде выписки из индивидуального лицевого счета в отношении Носик Т.Ю, ответа на судебный запрос Администрации Кушвинского городского округа от 13 марта 2020 года, копии решения Кушвинского городского Совета народных депутатов от 11 мая 1993 года N 93/9, ответа на судебный запрос ГБУЗ СО "Центральная городская больница г. Кушва", копии постановления Главы администрации г. Кушва от 09 ноября 1993 N 750, копии свидетельства о государственной регистрации МПЗ Медсанчасть Гороблагодатского рудника N 340 от 11 мая 1993 года, копии Устава МПЗ Медсанчасть Гороблагодатского рудника, приняв и исследовав данные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец работала в Муниципальном предприятии здравоохранения Медсанчасть Гороблагодатского рудника, которое по своей организационно-правовой форме не относилось к учреждениям, что следует не только из учредительных документов и свидетельства о регистрации, но и из копии трудовой книжки истца и печати предприятия, где указано правильное наименование работодателя как предприятие, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у суда первой инстанции правовых оснований для зачета спорных периодов работы в специальный стаж истца, что является основанием для отмены решения в указанной части и принятия нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Поскольку апелляционная инстанция признала подлежащим отмене решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж Носик Т.Ю. спорных периодов работы, то доводы ее апелляционной жалобы о необоснованности решения в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 05 января 1995 года по 30 ноября 1995 года в льготном исчислении были оставлены без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда первой инстанции о необоснованности требований Носик Т.Ю. о включении в специальный стаж периода работы с 05 января 1995 года по 30 ноября 1995 года в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения стационара Муниципального предприятия здравоохранения Медицинской санитарной части Гороблагодатского рудника в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев основанными на правильном применении норм материального права, а доводы кассационной жалобы истца в данной части несостоятельными.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 выслуга лет в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев подлежала исчислению среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, работающему в отделениях (палатах) хирургического профиля стационаров, отделениях (группах) анестезиологии-реанимации, отделениях (палатах) реанимации и интенсивной терапии.
В силу подпункта "б" пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению (далее Перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 Перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исходя из пункта 1 раздела "Наименование должностей" Перечня, к числу таких должностей относятся должности операционных медицинских сестер, включая старших, а также медицинских сестер перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом. Пунктом 1 раздела "Наименование структурных подразделений" Перечня предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, в том числе акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое, родовое (родильное).
В соответствии с пунктами 2 указанных разделов Перечня в льготном порядке подлежит исчислению работа в качестве медицинской сестры палатной, в том числе старшей, медицинской сестры - анестезиста в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии больниц всех наименований.
В соответствии с пунктами 5, 6 Положения о родильном доме, утвержденного приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1977 года N 830 родильный дом может иметь следующие структурные подразделения: стационар, включающий приемно-смотровые помещения, помещения для выписки, родовое физиологическое отделение (помещения родового блока), отделения (палаты) патологии беременности, послеродовое физиологическое, обсервационное, для новорожденных, гинекологическое; женскую консультацию; лечебно-диагностические подразделения (лаборатория, рентгенодиагностические, физиотерапевтические кабинеты и др.), централизованную стерилизационную, аптеку и др.; административно-хозяйственную часть.
Структура родильного дома, число и профиль коек в стационаре, количество и характер лечебно-диагностических кабинетов, лабораторий устанавливаются органами здравоохранения.
Штаты родильного дома утверждаются в установленном порядке по действующим штатным нормативам и типовым штатам.
Приказом Минздрава СССР от 29 декабря 1983 года N 1495 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций" в структуре учреждений здравоохранения отдельно были предусмотрены отделения хирургического профиля: родовое, акушерское, физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое.
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 09 января 1986 года N 55 "Об организации работы родильных домов (отделений)" было предусмотрено, что стационарная акушерская помощь населению оказывается в родильных домах (самостоятельных) или родильных отделениях, входящих в состав больниц или медико-санитарных частей. Стационар включал в себя родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение (палаты) патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделения для новорожденных детей.
Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 1997 года N 2510/8568-97-32 "О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров" разъяснено, что структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля. Предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений.
Согласно приказу Минздрава Российской Федерации от 29 января 1999 года N 28, утвердившему Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), родовое (родильное) отделения отнесены к хирургическим подразделениям. Данный Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, отделение новорожденных в него не входит.
В приказе Минздрава СССР от 29 декабря 1983 года N 1495 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций" термин палата для новорожденных употребляется в том же смысле, что и отделение для новорожденных.
Согласно Положению об отделениях для новорожденных и недоношенных детей городских и областных больниц, утвержденному приказом Минздрава СССР от 20 апреля 1983 года N 440, отделения для новорожденных и недоношенных детей детских городских и областных больниц являются структурными подразделениями лечебно-профилактических учреждений, основными задачами отделения являются оказание квалифицированной диагностической и лечебной помощи больным доношенным и недоношенным новорожденным, создание оптимальных условий выхаживания детей. Проведение операционных вмешательств и хирургических манипуляций новорожденным в задачи отделения новорожденных не входит.
Приказом Минздрава СССР от 08 апреля 1980 года N 360 было утверждено Положение о медицинских работниках родильных домов и женских консультаций. Согласно пункту 5 Положения о медицинской сестре (палатной) по обслуживанию новорожденных акушерских стационаров, медицинская сестра по обслуживанию новорожденных осуществляет оказание новорожденным надлежащего ухода и лечения в соответствии с назначением лечащего врача, контроль за санитарно-гигиеническим содержанием палат и прилегающих к ним помещений, целостность и сохранность находящегося в ее ведении медицинского и хозяйственного оборудования, контроль за работой младшего медицинского персонала.
При осуществлении своей работы медицинская сестра обязана: принимать при вступлении на работу от предыдущей смены сведения о числе детей, их состоянии, о назначениях врача в отношении лечения и питания новорожденных; сверять совместно с медсестрой, сдающей дежурство, медальон каждого ребенка с записями в "Истории развития рожденного", выполнять все лечебные и санитарно-гигиенические Назначения врачей; помогать врачу при выполнении диагностических и лечебных манипуляций; наблюдать за правильностью кормления рожденных матерями и осуществлять питание детей, находящихся на смешанном или искусственном вскармливании; сообщать врачу-педиатру: всех новорожденных, в состоянии которых произошло ухудшение и др.
С учетом изложенных нормативных положений суд первой инстанции пришел к выводу, что к отделениям хирургического профиля родильного дома (как самостоятельного учреждения либо как структурного подразделения больницы) относятся структурные подразделения, предназначенные для оказания родовспоможения, к числу которых отделение новорожденных не относится; из материалов дела не усматривается, что в медсанчасти имелось самостоятельное отделение новорожденных; доказательств того, что характер выполняемой истцом в палате новорожденных отличался от функционала медицинской сестры по обслуживанию новорожденных, предусмотренного указанным выше Положением, и позволял отнести отделение (палату) новорожденных к отделениям хирургического профиля, в материалах дела не имеется; оснований для отнесения отделения (палаты) новорожденных к отделениям анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии также не имеется.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Приходя к выводу об отсутствии оснований для зачета в специальный стаж истца периодов работы с 05 января 1995 года по 30 ноября 1995 года и с 20 декабря 1995 года по 13 февраля 1996 года, по тем основаниям, что муниципальное предприятие здравоохранения Медсанчасть Гороблагодатского рудника не относилось в период работы истца к учреждению здравоохранения, суд апелляционной инстанции указал на то, что в соответствии с решением Кушвинского городского Совета народных депутатов от 11 мая 1993 года N 93/9 в связи с коммерциализацией объектов здравоохранения подлежало регистрации муниципальное предприятие здравоохранения Медсанчасть Гороблагодатского рудоуправления г. Кушвы.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации предприятия N 340 серии VIII-КИ на основании вышеуказанного решения зарегистрировано Муниципальное предприятие здравоохранения Медсанчасть Гороблагодатского рудника, что согласуется также с Уставом муниципального предприятия здравоохранения Медсанчасть Гороблагодатского рудоуправления г. Кушвы от 11 мая 1993 года, согласно которому созданное Муниципальное предприятие здравоохранения Медсанчасть Гороблагодатского рудника (рудоуправления) г. Кушвы являлось самостоятельным юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, печать, расчетный счет, наделено правом на самостоятельное заключение договоров с предприятиями и организациями на предоставление дополнительных платных услуг их работникам. Сам факт указания в Уставе на отнесение Муниципального предприятия к лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения не может быть принят во внимание, поскольку противоречит документам о создании и регистрации предприятия, соответствующих сведений о неверном указании в которых организационно-правовой формы данного юридического лица не имеется.
Постановлением Главы администрации Кушвинского городского Совета народных депутатов от 09 ноября 1993 года N 750 изменено наименование муниципального предприятия здравоохранения Медсанчасть Гороблагодатского рудника г. Кушвы на Муниципальное предприятие здравоохранения Медсанчасть Гороблагодатского рудоуправления г. Кушвы, что не свидетельствует об изменении организационно-правовой формы юридического лица.
Медицинское предприятие здравоохранения Медсанчасть Гороблагодатского рудника изначально являлось муниципальным предприятием здравоохранения, и только на основании постановления Главы администрации г. Кушвы N 305 от 15 апреля 1997 года переименовано (преобразованное) в муниципальное учреждение здравоохранения "Горбольница N 2" согласно данным, указанным в уточняющей справке работодателя от 15 октября 2018 года. При этом преобразование предприятия в учреждение имело место в 1997 году, то есть за пределами оспариваемого периода работы истца.
Между тем пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы суда, в том числе и апелляционной инстанции, об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 327, 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Суд апелляционной инстанции, оценив изложенные доказательства, не дал при этом оценку указанию в свидетельстве о государственной регистрации предприятия (л.д. 137) на то, что основным видом деятельности предприятия является медицинская и профилактическая помощь населению, введение новых видов диагностики. Указывая на наличие права предприятия в соответствии с положениями Устава на заключение договоров с предприятиями и организациями на предоставление дополнительных платных услуг, не дал оценку положениям Устава предприятия, определенного как самостоятельное муниципальное учреждение здравоохранения, в соответствии с которыми основной целью "больницы" является оказание квалицированной медицинской помощи взрослому населению г. Кушвы и района; в своей деятельности медсанчасть должна руководствоваться законодательством Российской Федерации, положением о лечебно-профилактическом учреждении, работающем в условиях медицинского страхования граждан, настоящим Уставом, приказами и распоряжениями вышестоящих органов управления здравоохранения, а также разделу 2 Устава "Задачи и функции медсанчасти", среди которых отсутствуют указания на извлечение прибыли.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о незаконности решения суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца спорных периодов работы, основанный в том числе на том, что согласно постановлению Главы администрации г. Кушвы N 305 от 15 апреля 1997 года муниципальное предприятие здравоохранения Медсанчасть Гороблагодатского рудника было переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 2", сделан при неполно исследованных доказательствах, в связи с чем не может быть признан законным, в данной части апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 03 июня 2020 года в той части, которой отменено решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 18 ноября 2019 года о включении в специальный стаж Носик Татьяны Юрьевны периодов работы с 01 января 1995 года по 30 ноября 1995 года и с 20 декабря 1995 года по 13 февраля 1996 года и принято новое решение об отказе в удовлетворении данных требований; в той части, которой отменено решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 18 ноября 2019 года о взыскании в пользу Носик Татьяны Юрьевны расходов по оплате государственной пошлины в размере 150 руб. - отменить, дело в отмененной части направить на новое апелляционное рассмотрение.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 18 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 03 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Носик Татьяны Юрьевны в части без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.