Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Галимовой Р.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-5233/2019 по иску Каверзневой Зои Александровны к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Пермского края" о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Каверзневой Зои Александровны на решение Ленинского районного суда города Перми от 05 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Каверзнева З.А. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Пермского края" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Пермского края"), с учетом уточнения исковых требований, о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии по случаю потери кормильца с учетом её повышения на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в статье 45 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, со дня назначения пенсии - с 18 сентября 2001 года по настоящее время и с последующей ежемесячной выплатой пенсии с учетом указанной надбавки.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что является матерью генерал-майора "данные изъяты", погибшего 17 сентября 2001 года в городе Грозном Чеченской Республики при исполнении обязанностей военной службы. С 2001 года является получателем пенсии по случаю потери кормильца как мать умершего военнослужащего. Вместе с тем, при назначении пенсии ФКУ "Военный комиссариат Пермского края" не было назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1.
Решением Ленинского районного суда города Перми от 05 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11 марта 2020 года, на ФКУ "Военный комиссариат Пермского края" возложена обязанность произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца Каверзневой З.А. с учетом повышения на 32 процента расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с 09 августа 2019 года; выплатить Каверзневой З.А. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32 процента расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с 09 августа 2018 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Каверзневой З.А. отказано.
В кассационной жалобе Каверзнева З.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, в той части, в которой ей было отказано в удовлетворении исковых требований, просит принять новое судебное постановление, которым возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет и выплату Каверзневой З.А. пенсии по потере кормильца с учетом надбавки с 01 января 2004 года.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Пермского края" просит отказать истцу в удовлетворении требований о признании за ней права на повышенный размер пенсии и перерасчете пенсии в период с 18 сентября 2001 года.
Все участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений (часть 1 статьи 379.6, часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Каверзнева З.А. является получателем пенсии по случаю потери кормильца от Министерства обороны Российской Федерации с 18 сентября 2001 года на основании того, что сын истца "данные изъяты" погиб 17 сентября 2001 года в г. Грозный Чеченской Республики при исполнении обязанностей военной службы.
09 августа 2019 года (согласно входящему штампу заявления) Каверзнева З.А. обратилась в Военный комиссариат Пермского края с заявлением о проверке начисления пенсии и повышении размера пенсии по случаю потери кормильца на 32 процента на основании пункта "г" части 1 статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Военный комиссариат 19 августа 2019 года дал ответ об отсутствии законных оснований для повышения размера пенсии, поскольку меры социальной поддержки не предусматривают повышения размера пенсии членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий.
Послужным списком "данные изъяты". подтверждено, что "данные изъяты" выполнял служебные задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в 1995 году и в 1996 году. Наличие у "данные изъяты". статуса ветерана боевых действий сторонами при рассмотрении настоящего дела не оспаривалось.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии по случаю потери кормильца с учетом её повышения на 32 процента расчетного размера пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что Каверзнева З.А. имеет право на повышение такого размера пенсии по случаю потери кормильца, поскольку её погибший сын являлся ветераном боевых действий.
Отказывая в удовлетворении требований о перерасчете и выплате пенсии со дня назначения пенсии, то есть с 18 сентября 2001 года, суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет размера пенсий, в том числе и пенсии по случаю потери кормильца, носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, получающего соответствующую пенсию. Поскольку истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии 09 августа 2019 года, следовательно, с указанной даты на ответчика надлежит возложить обязанность по перерасчету пенсии.
Судом первой инстанции учтено, что перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца Каверзневой З.А. возможен только за период не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
При разрешении спора суд первой инстанции руководствовался статьей 6, частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом "а" статьи 1, пунктом "г" части 1 статьи 45, частью 2 статьи 55, пунктом "б" части 2 статьи 55, статьей 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", статьями 5, 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Суд апелляционной инстанции согласился с изложенными выводами суда первой инстанции их правовым обоснованием.
Судебная коллегия полностью соглашается с выводами судов и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Доводы жалобы о том, что истец имеет право на увеличение пенсии со дня её назначения, сумма пенсии не получена своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, и должна выплачиваться за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, являлись предметом рассмотрения и изучения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды учли, что лица, принимавшие участие в КТО признаются ветеранами боевых действий с 01 января 2004 года, руководствуясь пунктом "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации N 4468-1, согласно которому перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по случаю потери кормильца, назначенных членам семей по случаю потери кормильца производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения, со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсий в сторону увеличения, разница между новыми и прежними размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. Перерасчет размера пенсии, в том числе пенсии по случаю потери кормильца носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, получающего пенсию. Установив, что Каверзнева З.А. обратилась в военный комиссариат 09 августа 2019 года с заявлением о повышении ей пенсии по потере кормильца на 32 процента расчетного размера пенсии, суды пришли к правильному выводу об отсутствии законных оснований для повышения Каверзневой З.А. пенсии с 18 сентября 2001 года.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на такие нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела и исследованных доказательств, что в соответствии со статьёй 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Согласно положениям статей 397.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, проверять соответствие выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Довод о том, что истец в силу престарелого возраста не в состоянии следить за изменениями в законодательстве не влечет отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Перми от 05 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Каверзневой Зои Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.