Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Ковалёвой Ю.В.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела административное дело N3а-1332/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества "Прагматик" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 14 мая 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
акционерное общество "Прагматик" (далее также - АО "Прагматик", АО, административный истец), являясь собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, N, N, общей площадью 2 390, 8 кв.м, 3 970 кв.м, 2 824, 4 кв.м, 3 751 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 201 031 327 рублей, 354 173 943 рубля, 256 319 384 рубля, 339 875 597 рублей.
Просило установить кадастровую стоимость спорных объекты недвижимости, равной их рыночной стоимости по состоянию на дату кадастровой оценки, для нежилых зданий с кадастровыми номерами:
N в размере 73 192 000 рублей;
N - 120 237 000 рублей;
N - 106 966 000 рублей;
N - 108 040 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указало, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество организации, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, являющегося объектами налогообложения.
Решением Московского городского суда от 14 мая 2020 года административное исковое заявление АО "Прагматик", с учетом его уточнения, удовлетворено.
Судом пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, их кадастровая стоимость установлена, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, для нежилых зданий с кадастровыми номерами:
N в размере 101 810 206 рублей;
N - 156 165 876 рублей;
N - 118 270 097 рублей;
N - 151 434 448 рублей в соответствии с заключением повторной судебной оценочной экспертизы.
В апелляционной жалобе Департаментом городского имущества города Москвы поставлен вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности и о принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска.
По мнению административного ответчика, в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие какой-либо ошибки при проведении государственной кадастровой оценки недвижимости; оспаривая кадастровую стоимость, административные истцы фактически пытаются уменьшить императивно установленный, обязательный, индивидуально определенный налоговый платеж, что не основано на законе; заключение судебной оценочной экспертизы, положенное в основу судебного решения, составлено с нарушением законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, поэтому не подтверждает действительную рыночную стоимость объектов оценки. В связи с данными обстоятельствами заявлено ходатайство о назначении по административному делу повторной судебной оценочной экспертизы.
Возражения относительно апелляционной жалобы административным истцом в суд не представлены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции не принимали участие АО "Прагматик", Департамент городского имущества города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещённые о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом.
АО "Прагматик" и Департамент городского имущества города Москвы представили ходатайства о рассмотрении административного дела в отсутствие представителей.
На основании статьи 150, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьёй), в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, N, N, общей площадью 2 390, 8 кв.м, 3 970 кв.м, 2 824, 4 кв.м, 3 751 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", кадастровой стоимостью, установленной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 201 031 327 рублей, 354 173 943 рубля, 256 319 384 рубля, 339 875 597 рублей.
В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" в отношении спорных нежилых помещений административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об отсутствии у него права на оспаривание кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости основаны на ошибочном толковании приведенных положений действующего законодательства.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года".
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец представил суду отчеты N N, N N, N N, N N об оценке рыночной стоимости нежилых зданий, подготовленный оценщиком ООО "АЛГЕБРАИЛ" (далее также - Отчеты об оценке), согласно которым рыночная стоимость на 1 января 2018 года составляет для нежилых зданий с кадастровыми номерами:
N в размере 73 192 000 рублей;
N - 120 237 000 рублей;
N - 106 966 000 рублей;
N - 108 040 000 рублей.
Учитывая возражения Департамента городского имущества города Москвы относительно принятия приведенного выше отчета об оценке в качестве допустимого доказательства, с учетом мнения участвующих в деле лиц, в соответствии со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основании определения Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, что полностью согласуется с разъяснениями, изложенными в пунктах 20, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной экспертом ООО "Экспертиза-Н" ФИО4:
отчеты об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки не соответствуют;
по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость для нежилых зданий с кадастровыми номерами:
N в размере 110 829 984 рубля с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 93 923 715 рублей без учета НДС;
N - 181 717 403 рубля с учетом НДС, 153 997 799 рублей без учета НДС;
N - 124 897 110 рублей с учетом НДС, 105 845 008 рублей без учета НДС;
N - 163 125 400 рублей с учетом НДС, 138 241 864 рубля без учета НДС.
Данная ошибка не была устранена экспертом по запросу суда.
Поскольку при определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости экспертом в качестве ценообразующего фактора применялся НДС, с учетом мнения участвующих в деле лиц, на основании части 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза экспертам ООО "Де-Юре Реал Эстейт", на разрешение которым поставлен вопрос какова рыночная стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, N, N по состоянию на дату кадастровой оценки безотносительно системы налогообложения, то есть безотносительно величины налога на добавленную стоимость.
Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной экспертом ФИО5 ООО "Де-Юре Реал Эстейт", рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года нежилого здания с кадастровым номером N составляет 101 810 206 рублей; N - 156 165 876 рублей; N - 118 270 097 рублей; N - 151 434 448 рублей.
Устанавливая размер кадастровой стоимости нежилых зданий в размере рыночной стоимости на основании экспертного заключения повторной судебной оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (далее - экспертное заключение), суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов нормативных правовых актов и нормативных документов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и коэффициентов корректировок.
Также суд первой инстанции принял во внимание, что в заключении эксперта содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам-аналогам, так и по объектам оценки. В процессе исследования эксперт проанализировал возможность применения доходного, сравнительного и затратного подходов к оценке и соответствующих методов оценки, и пришел к обоснованному выводу о возможности применения только сравнительного и доходного подходов.
Суд, исследовав и оценив в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта по результатам проведенной судебной оценочной экспертизы, признал требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку доказательства, опровергающие изложенные в указанном заключении выводы эксперта, а также документы, содержащие сведения об иной рыночной стоимости спорных нежилых помещений, лицами, участвующими в деле, в материалы административного дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при производстве экспертизы не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения действительно имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости нежилых помещений.
Эксперт ФИО5 является незаинтересованным в исходе дела лицом, перед началом производства судебной экспертизы была предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт имеет специальное образование в области оценочной деятельности, продолжительный стаж работы в оценочной и экспертной деятельности, при осуществлении экспертной и оценочной деятельности ее гражданская ответственность застрахована.
Экспертное заключение содержит описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки, подходы и проведенные расчеты, иные сведения, имеющие существенное значение для определения рыночной стоимости объекта оценки.
С учетом изложенного судебная коллегия в судебном заседании отказала Департаменту городского имущества города Москвы в назначении по административному делу повторной судебной оценочной экспертизы.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела.
Суд первой инстанции установилвсе юридически значимые обстоятельства и дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам. Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного решения в апелляционном порядке. Нарушение норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 14 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись Судьи подписи
Копия верна
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.