Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Ковалёвой Ю.В.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела административное дело N3а-2073/2020 по административному исковому заявлению Кравченко Алексея Викторовича и открытого акционерного общества "Национальный институт авиационных технологий" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 20 мая 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя открытого акционерного общества "Национальный институт авиационных технологий" по доверенности Макеева В.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
административный истец Кравченко Алексей Викторович (далее также - Кравченко А.В, административный истец) является собственником нежилых зданий, расположенных по адресу: "адрес", с кадастровыми номерами:
- N, общей площадью 79, 6 кв.м, кадастровой стоимостью, установленной по состоянию ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 711 141 рубль 77 копеек;
- N, - 4 843, 7 кв.м, - 583 921 742 рубля 67 копеек;
- N, - 391, 1 кв.м, - 23 670 830 рублей 80 копеек;
- N, - 1 007, 6 кв.м, - 55 050 568 рублей 58 копеек.
Административный истец открытое акционерное общество "Национальный институт авиационных технологий" (далее также - ОАО "НИАТ") является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3 173 кв.м, кадастровой стоимостью, установленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 289 255 376 рублей 04 копейки, расположенного по адресу: "адрес". Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости на дату кадастровой оценки, в размере для нежилых зданий с кадастровыми номерами:
- N - 1 679 737 рублей;
- N - 273 245 364 рубля;
- N - 7 818 588 рублей;
- N - 21 275 351 рубль, земельного участка с кадастровым номером N - 206 103 447 рублей.
В обоснование заявленных требований указали, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права Кравченко А.В, поскольку влечет увеличение налогового бремени на него, как плательщика налога на имущество физических лиц и ОАО "НИАТ" как плательщика арендной платы в завышенном размере, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решением Московского городского суда от 20 мая 2020 года заявленные административные исковые требования удовлетворены, установлена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года для нежилых зданий с кадастровыми номерами:
- N - 2 209 000 рублей;
- N - 445 856 000 рублей;
- N - 11 894 000 рублей;
- N - 30 309 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером N в размере 231 292 000 рублей на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
В апелляционной жалобе Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы поставлен вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска.
По их мнению, в материалах административного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие какой-либо ошибки при проведении государственной кадастровой оценки недвижимости; оспаривая кадастровую стоимость, административный истец фактически пытается уменьшить императивно установленный, обязательный, индивидуально определённый налоговый платёж, а также внести изменения в договор аренды земельного участка, что не основано на законе; заключение судебной оценочной экспертизы, положенное в основу судебного решения, составлено с нарушением требований законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, в связи с чем не подтверждает действительную рыночную стоимость объектов оценки. В связи с изложенными обстоятельствами заявлено ходатайство о назначении повторной судебной оценочной экспертизы.
Административный истец Кравченко А.В, представители Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещённые о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебном заседании участие не принимали. Административный истец Кравченко А.В, Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
На основании статьи 150, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьёй), в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Из материалов административного дела усматривается, что Кравченко А.В. является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами:
- N, общей площадью 79, 6 кв.м, кадастровой стоимостью, установленной по состоянию ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 711 141 рубль 77 копеек;
- N, - 4 843, 7 кв.м, - 583 921 742 рубля 67 копеек;
- N, - 391, 1 кв.м, - 23 670 830 рублей 80 копеек;
- N, - 1 007, 6 кв.м, - 55 050 568 рублей 58 копеек.
ОАО "НИАТ" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3 173 кв.м, кадастровой стоимостью, установленной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 289 255 376 рублей 04 копейки.
Указанные объекты недвижимости расположены по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года".
В силу положений главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 "О налоге на имущество физических лиц" Кравченко А.В. уплачивает налог на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в связи с чем установленная кадастровая стоимость спорных объектов капитального строительства напрямую затрагивает его права и обязанности как плательщика названного налога. В соответствии с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также условиями договора аренды ОАО "НИАТ" в отношении земельного участка является плательщиком арендной платы, размер которой определяется в соответствии с кадастровой стоимостью предмета договора аренды (земельного участка).
Таким образом, довод апелляционной жалобы об отсутствии у административных истцов права на оспаривание кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, административные истцы представили суду отчет N N об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, составленный "данные изъяты" (далее также - Отчет об оценке), согласно которому по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость составляла для нежилых зданий с кадастровыми номерами:
- N в размере 1 679 737 рублей с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 1 423 506 рублей без учета НДС;
- N - 273 245 364 рубля с учетом НДС, 231 563 868 рублей без учета НДС;
- N - 7 818 588 рублей с учетом НДС, 6 625 922 рубля без учета НДС;
- N - 21 275 351 рубль с учетом НДС, 18 029 958 рублей без учета НДС, земельного участка с кадастровым номером N - 206 103 447 рублей.
С учетом возражения Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы относительно возможности принятия приведенного выше отчета об оценке в качестве допустимого доказательства, мнения сторон, в соответствии со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основании определения Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, что полностью согласуется с разъяснениями, изложенными в пунктах 20, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N N от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной экспертом "данные изъяты" ФИО5:
отчет об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки не соответствует;
рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года составляла для нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, N, N составляла 2 209 000 рублей, 445 856 000 рублей, 11 894 000 рублей, 30 309 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером N - 231 292 000 рублей.
Устанавливая размер кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на основании экспертного заключения, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчётов нормативных правовых актов и нормативных документов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий и справочной аналитики, соответствующих коэффициентов корректировок. В заключении эксперта содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам-аналогам, так и по объекту оценки. В процессе исследования эксперт проанализировал возможность применения доходного, сравнительного и затратного подходов к оценке и методов оценки в рамках каждого из них к определению рыночной стоимости объектов экспертизы.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта по результатам проведённой судебной оценочной экспертизы, признал требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку доказательства, опровергающие изложенные в указанном заключении выводы эксперта, а также документы, содержащие сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, лицами, участвующими в деле, в материалы административного дела не представлено.
Судебная коллегия считает, что заключение эксперта выполнено в соответствии с требованиями законодательства об экспертной и оценочной деятельности, оно содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов оценки, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены достаточные и аргументированные выводы о размере рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Эксперт ФИО5 является незаинтересованным в исходе дела лицом, перед началом производства судебной экспертизы был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт имеет специальное высшее образование, диплом о профессиональной переподготовке в области оценочной деятельности, квалификационный аттестат, подтверждающий сдачу квалификационного экзамена оценщика по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", длительный стаж оценочной и экспертной работы, при осуществлении экспертной и оценочной деятельности гражданская ответственность эксперта застрахована.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, эксперт в своих исследованиях проанализировал все ценообразующие факторы, произвел анализ рынка нежилых зданий и земельных участков, их ликвидность, принял во внимание внешние факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости, учел и иные факторы, влияющие на спрос, предложение и цены, применил соответствующие корректировки, в том числе на местоположение, включая транспортную доступность, удаленность объектов от метро, техническое и инженерное оснащение, для земельных участков, категорию земель, вид разрешенного использования.
С учетом изложенного судебная коллегия в судебном заседании отказала Правительству Москвы и Департаменту городского имущества города Москвы в удовлетворении ходатайства о назначении по административному делу повторной судебной оценочной экспертизы.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с судебным актом, но они не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела судом первой инстанции, который установилвсе юридически значимые обстоятельства и дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам.
Несогласие с выводами суда основанием к отмене судебного решения в апелляционном порядке не является, нарушение норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 20 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.