Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.Г, Кольцюка В.М, с участием прокурора Русакова И.В, при ведении протокола помощником судьи Тютюником Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-86/2020 по апелляционной жалобе политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" на решение Калужского областного суда от 28 августа 2020 года которым отказано в удовлетворении административного искового заявления политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" к Избирательной комиссии Калужской области об оспаривании постановления от 08 августа 2020 года N 813/94-VI "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Калужской области политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ".
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г, объяснения представителя политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" Топоркова К.С, заключение прокурора Русакова И.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 11 июня 2020 года N 1174 "О назначении даты выборов Законодательного Собрания Калужской области" на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Калужской области седьмого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Калужской области от 08 августа 2020 года N 813/94-VI "О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Калужской области политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ", зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области седьмого созыва, выдвинутый Региональным отделением в Калужской области политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ" (далее - политическая партия КПСС) (л.д. 188 т.1).
По данному избирательному округу также постановлением Избирательной комиссии Калужской области от 08 августа 2020 года N808/94-VI зарегистрирован список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Калужской области политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" (далее - политическая партия КОММУНИСТЫ РОССИИ) (л.д. 185 т.1).
Политическая партия КОММУНИСТЫ РОССИИ обратилась в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Калужской области об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональным отделением в Калужской области политической партии КПСС, указав, что были допущены нарушения требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Калужской области от 26 декабря 2014 года N 660-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области".
Заявление мотивировано тем, что Региональным отделением политической партии КПСС не представлены документы о согласовании сокращенного наименования избирательного объединения, поскольку полное наименование состоит более чем из семи слов, а информации о кратком наименовании в документах не содержится; протокол общего собрания регионального отделения партии от 27 июня 2020 года о выдвижении областного списка кандидатов, назначении уполномоченных представителей избирательного объединения не имеет законной силы, поскольку не рассматривался вопрос об участии Регионального отделения политической партии КПСС в избирательной компании, в повестке дня не указаны номер созыва и дата выборов, отсутствовали сведения о включаемых в список кандидатах, что помешало участникам собрания сделать осознанный выбор; в протоколе общего собрания от 27 июня 2020 года не указано, что к нему прилагается список кандидатов; областной список кандидатов в депутаты предоставлен в Избирательную комиссию и подписан не уполномоченным лицом; объем полномочий в решении о назначении уполномоченного представителя регионального отделения партии по финансовым вопросам не совпадает с полномочиями в заявлении о согласии быть уполномоченным представителем и с полномочиями, оговоренными в нотариально удостоверенной доверенности; представленный в Избирательную комиссию первый финансовый отчет не имеет законной силы, поскольку подписан не уполномоченным лицом; в тексте представленных в Избирательную комиссию подписных листов в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты содержится не предусмотренное действующим законодательством и Уставом Калужской области наименование законодательного (представительного) органа власти Калужской области, к необходимому названию "Выборы депутатов Законодательного Собрания Калужской области" добавлены слова "седьмого созыва"; Избирательная комиссия не привлекла экспертов-почерковедов для проверки подписей избирателей в поддержку выдвижения областного списка кандидатов в
депутаты.
Решением Калужского областного суда от 28 августа 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что полное наименование избирательного объединения состоит из одиннадцати слов, в связи с чем необходимо согласование сокращенного наименования, которое не представлено, считает несостоятельным вывод суда о том, что название избирательного объединения состоит из шести слов и согласование о сокращенном названии не требуется; в протоколе общего собрания от 27 июня 2020 года не зафиксировано, что участники общего собрания располагали полной информацией о кандидатах, что не позволило им сделать осознанный выбор; в Избирательную комиссию не представлено решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, к полномочиям которого отнесены вопросы, связанные с представлением областного списка кандидатов в Избирательную комиссию; Шатова Е.В. необоснованно зарегистрирована Избирательной комиссией в качестве уполномоченного представителя Регионального отделения в Калужской области политической партии КПСС по финансовым вопросам, поскольку ее полномочия, указанные в заявлении о согласии быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам, не совпадают с полномочиями, указанными в решении избирательного объединения, и в нотариально заверенной доверенности; список кандидатов подписан не уполномоченным лицом, решение собрания по этому вопросу не принималось; подписные листы в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты не соответствуют требованиям, установленным федеральным законодательством, неверно указано наименование законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не указан номер счета, с которого произведена оплата подписных листов; суд необоснованно отклонил ходатайство о назначении судебной почерковедческой экспертизы.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения. Председателем Избирательной комиссии Калужской области Квасовым В.Х. представлено сообщение, в котором он выражает свое согласие с решением суда и просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В возражениях на жалобу представитель Регионального отделения политической партии КПСС Гневанова Е.В. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Избирательной комиссии Калужской области и представитель заинтересованного лица Регионального отделения политической партии КПСС не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Председатель Избирательной комиссии Калужской области Квасов В.Х, представитель Регионального отделения политической партии КПСС Гневанова Е.В. представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" Топоркова К.С, заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно требованиям пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что основаниями отказа в регистрации списка кандидатов являются, в то числе несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", за исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 указанного Федерального закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов).
Аналогичные основания для отказа в регистрации областного списка кандидатов предусмотрены Законом Калужской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области" от 26 декабря 2014 года N 660-ОЗ (далее - Закон Калужской области).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О политических партиях" от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, согласно которому решения о выдвижении кандидатов принимаются на общих собраниях или конференциях тайным голосованием.
Устав политической партии КПСС принят в соответствии с нормами Федерального закона N 95-ФЗ.
На основании статьи 23 Закона Калужской области областной список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, и печатью избирательного объединения.
В областном списке кандидатов указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина. Областные списки кандидатов представляются в Избирательную комиссию Калужской области на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, утвержденной Избирательной комиссией Калужской области и предоставленной избирательным объединениям не позднее дня начала выдвижения областных списков кандидатов в соответствии с настоящим Законом.
Одновременно с областным списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в Избирательную комиссию Калужской области следующие документы: решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, к полномочиям которого отнесены вопросы, связанные с представлением областного списка кандидатов в Избирательную комиссию Калужской области, с указанием сведений, предусмотренных пунктом 10 статьи 21 настоящего Закона; нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений; решение общего собрания регионального отделения партии о выдвижении областного списка кандидатов; подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения областного списка кандидатов; протокол об итогах сбора подписей избирателей; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей; первый финансовый отчет избирательного объединения.
В соответствии со статьей 27 Закона Калужской области избирательная комиссия Калужской области в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации областного списка кандидатов документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения областного списка кандидатов требованиям настоящего Закона и принять решение о регистрации областного списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Судом первой инстанции при рассмотрении административного дела установлено, что региональное отделение в Калужской области политической партии КПСС зарегистрировано в качестве юридического лица, сведения о регистрации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 14 мая 2014 года.
На общем собрании регионального отделения в Калужской области политической партии КПСС 27 июня 2020 года, на котором решался вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области по единому избирательному округу присутствовали 19 членов партии из 26, которые путем тайного голосования единогласно проголосовали за принятие решений о выдвижении списка кандидатов в депутаты в количестве 45 человек. Также единогласно принято решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах, Углова В.Н. и представителя по финансовым вопросам Шатовой Е.В.
Все необходимые документы и списки кандидатов в депутаты были представлены в Избирательную комиссию, которая 8 августа 2020 года приняла постановление N 813/94-VI о регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Калужской области политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ".
Калужский областной суд пришел к выводу, что данное постановление принято в соответствии с нормами действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что оснований для отмены решения не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что полное наименование избирательного объединения состоит из одиннадцати слов - Региональное отделение в Калужской области политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ", в связи с чем необходимо согласование сокращенного наименования, которое не представлено, противоречит части 10 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом. Наименованием избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом, является наименование, указанное в решении о его создании. В избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов используется полное наименование политической партии, общественного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. Если полное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, а сокращенное наименование не более чем из семи слов, в избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов используется сокращенное наименование политической партии, общественного объединения.
Из материалов дела следует, что полное наименование партии согласно пункту 1.7 Устава - политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ" (6 слов), сокращенное наименование партии - КПСС (1 слово).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что согласование сокращенного наименования политической партии не требовалось.
Довод жалобы о том, что в протоколе общего собрания от 27 июня 2020 года не зафиксировано, что участники общего собрания располагали полной информацией о кандидатах, что не позволило им сделать осознанный выбор, был исследован судом первой инстанции, который указал, что информация о лицах, включенных в список кандидатов в депутаты, обсуждалась на заседании Политического Совета регионального отделения партии 26 июня 2020 года, на котором присутствовали члены регионального отделения, участники общего собрания, что обеспечило возможность получения дополнительной информации о кандидатах в депутаты, в том числе биографической. Данная информация административным ответчиком не опровергнута, что позволило суду прийти к выводу о том, что участники общего собрания имели возможность осуществить осознанный выбор и свободное волеизъявление при процедуре тайного голосования и иных мероприятий по выдвижению кандидатов в депутаты.
Довод административного истца о том, что в Избирательную комиссию не представлено решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, к полномочиям которого отнесены вопросы, связанные с представлением областного списка кандидатов в Избирательную комиссию, противоречит установленным судом обстоятельствам и материалам дела.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 23 Закона Калужской области решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, к полномочиям которого отнесены вопросы, связанные с представлением областного списка кандидатов, подается в Избирательную комиссию Калужской области одновременно с областным списком кандидатов.
Из материалов дела следует, что уполномоченным представителем Регионального отделения в Калужской области политической партии КПСС Угловым В.Н. представлены в Избирательную комиссию: областной список кандидатов в депутаты (л.д. 196 т.1); протокол общего собрания от 27 июня 2020 года (л.д. 204 т.1), в котором рассматривался в том числе и вопрос о назначении уполномоченных представителей и их полномочиях (л.д. 221 т.1); список уполномоченных представителей, который является приложением к решению общего собрания от 27 июня 2020 года (л.д. 232 т.1), к списку приложены заявления Углова В.Н. и Шатовой Е.В. о согласии осуществлять указанную деятельность (л.д.236, 237 т.1).
В апелляционной жалобе административный истец утверждает, что Шатова Е.В. необоснованно была зарегистрирована Избирательной комиссией в качестве уполномоченного представителя по финансовым вопросам, поскольку ее полномочия, указанные в доверенности, в решении общего собрания не совпадают с полномочиями, указанными в ее заявлении.
Указанное утверждение противоречит пункту 10 статьи 21 Закона Калужской области, согласно которой уполномоченный представитель избирательного объединения осуществляет свои функции на основании решения, предусмотренного пунктом 9 настоящей статьи, в котором указываются его полномочия в пределах, предусмотренных настоящим Законом, фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа и дата его выдачи, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), а для уполномоченного представителя по финансовым вопросам также право подписи финансовых документов и образец печати для финансовых документов.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца пояснил, что Шатова Е.В. не могла подписывать первый финансовый отчет, поскольку, хотя он и относится к финансовым документам, полномочия на его подписание должны быть отдельно оговорены в решении собрания и в доверенности.
Из материалов дела видно, что полномочия Шатовой Е.В, как представителя по финансовым вопросам, указаны в решении общего собрания (л.д. 223 т.1), в том числе полномочия на подписание всех финансовых документов, и в нотариально удостоверенной доверенности (л.д. 238 т.1), в том числе на подписание первичных финансовых документов.
Требований об указании в заявлении о согласии быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам всех полномочий представителя закон не содержит.
Федеральный закон и Закон Калужской области также не содержат нормы о необходимости указания полномочий представителя по финансовым вопросам на подписание конкретных видов финансовых документов.
Довод апелляционной жалобы о том, что список кандидатов в депутаты подписан не уполномоченным лицом, решение собрания по этому вопросу не принималось, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона Калужской области областной список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, и печатью избирательного объединения.
Из материалов дела следует, что список кандидатов заверен подписью председательствующего на общем собрании 27 июня 2020 года председателем Регионального отделения в Калужской области политической партии КПСС Абросимовым А.П, который одновременно является и председателем Политического Совета Регионального отделения партии. Согласно пунктов 8.4.3, 8.4.4, 8.4.8. Устава партии он обеспечивает выполнение решений общего собрания и политического совета Регионального отделения.
Решением общего собрания от 27 июня 2020 года Политическому Совету Регионального отделения партии делегированы полномочия по решению всех текущих вопросов, связанных с участием избирательного объединения в выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области (л.д. 227 т.1).
Данные обстоятельства были исследованы судом первой инстанции, который пришел к обоснованному выводу о том, что Абросимов А.П. был вправе заверить представленные в Избирательную комиссию списки.
В апелляционной жалобе административный истец указывает, что подписные листы в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты не соответствуют требованиям, установленным федеральным законодательством, неверно указано наименование законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не указан номер счета, с которого произведена оплата подписных листов. С данным доводом согласиться нельзя.
В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона N 67 форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, порядок заполнения и заверения подписных листов, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 к настоящему Федеральному закону
Избирательной комиссией Калужской области утвержден образец заполнения подписного листа, согласно которому наименование законодательного (представительного) органа государственной власти Калужской области указывается "Законодательное Собрание Калужской области".
Как следует из текста подписных листов, их форма соблюдена. В строке "Выборы депутатов "наименование законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации" указано "Выборы депутатов Законодательного Собрания Калужской области седьмого созыва". Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что наименование законодательного (представительного) органа государственной власти в подписных листах указан верно, дополнительная информация о номере созыва не изменяет по своей сути наименования законодательного (представительного) органа государственной власти Калужской области.
Согласно части 10 Федерального закона N 67 на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в подписном листе указывается номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов. Данные положения содержатся в пункте 8 статьи 24 Закона Калужской области.
Довод жалобы об отсутствии в подписных листах номера специального счета противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку последней строкой в подписных листах указан специальный избирательный счет N40704810922240000039 от 16.07.2020 (тома 2-5, л.д.1-101 т.6).
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отклонил ходатайство о назначении судебной почерковедческой экспертизы, является несостоятельным.
Данный вопрос судом был разрешен в соответствии со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель административного истца в ходе рассмотрения дела заявил о возможной фальсификации подписных листов, однако не указал какие конкретно подписи избирателей вызывают у него сомнения. Предположение о фальсификации доказательств не является обязательным основанием для назначения экспертизы. На это указывается в пункте 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в пункте 3 статьи 26 Закона Калужской области, которые не содержат обязательных требований о необходимости привлечения к проверке подписных листов экспертов.
Кроме того, в соответствии со статьей 26 Закона Калужской области Избирательной комиссией образована рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями для выдвижения и регистрации при проведении выборов в органы государственной власти Калужской области (л.д. 318 т.1). Согласно утвержденного положения о рабочей группе члены рабочей группы проверяют соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в этих подписных листах.
В материалах дела имеются ведомости проверки подписных листов, составленных членами рабочей группы, и итоговый протокол, подписанный руководителем и членами рабочей группы, проводившими проверку (л.д.325-328 т.1). Из 4 402 собранных подписей признаны недостоверными 71 подпись, достоверных подписей - 4331. Необходимости привлечения эксперта к проверке подписных листов избирателей не установлено.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца не смог указать, какие конкретно подписи избирателей он считает недействительными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
Решение Калужского областного суда от 28 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.