Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Курциньш С.Э, Заскалько О.В, при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе фио на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 19 декабря 2019 года, которым постановлено:
исковые требования фио к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" фио периоды: с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата
В остальной части иска отказать;
установила:
истец фио обратился в суд с иском к ГУ - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, указывая, что дата он обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", однако ему было отказано из-за отсутствия требуемого медицинского стажа 30 лет, всего принято в зачет специального стажа пенсионным органом 20 лет 10 месяцев 28 дней. Истец фио, уточнив дата исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 40-41), просил суд обязать ответчика включить в подсчет специального стажа на соответствующих видах работ периоды: с дата по дата- прохождение военной службы, с дата по дата, с дата по дата- периоды исполнения обязанностей заведующего подстанцией скорой помощи, : с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата периоды нахождения на курсах повышения квалификации; обязать ответчика назначить пенсию с дата с учетом применения п.1.1 ст. 30 Федерального закона N 400, исходя из наличия специального стажа у истца на период второго полугодия дата и даты обращения в пенсионный орган дата
Представитель истца фио в судебном заседании исковые требования поддержал. Представитель ответчика фио возражала против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец фио
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца фио, его представителя фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионные органы, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
Судом установлено и следует из материалов дела, что дата фио, паспортные данные обратился в ГУ - ГУ Пенсионного фонда РФ N 3 Люблино по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Решением пенсионного органа N 10/151 от дата в назначении досрочной страховой пенсии фио отказано из-за отсутствия требуемого стажа 30 лет, при этом истцу в специальный стаж на соответствующих видах работ были включены периоды его работы общей продолжительность 20 лет 10 месяцев 28 дней.
Истец фио оспаривает отказ пенсионного органа во включении в подсчет специального стажа периоды работы: с дата по дата в должности начальника медицинского пункта войсковой части 26181, 42335, по причине отсутствия документального подтверждения осуществления врачебной деятельности; с дата по дата, с дата по дата в должности заведующего подстанцией в ГБУ г. Москвы Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. фио Департамента здравоохранения г. Москвы, по основанию отсутствия данной должности в списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлением правительства РФ N 781, кроме того в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код льготной работы, отсутствует норма рабочего времени, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от дата N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации дата принято Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с дата по дата включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров адрес от дата N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с дата по дата включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от дата N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до дата;
Установив при рассмотрении дела, что в спорные периоды: с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата истец направлялся на курсы повышения квалификации, суд пришел к выводу о возможности включения данных периодов в подсчет специального стажа, учитывая, что во время обучения истец не прерывал трудовых отношений с работодателем, числился в штате работников ему начислялась заработная плата. Из материалов дела следует, что рассматриваемые спорные периоды обучения истца приходились на периоды работы, учтенные пенсионным органом в подсчет специального стажа истца в бесспорном порядке. В данной части решение суда сторонами не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в подсчет специального стажа в качестве периодов осуществления лечебной деятельности с дата по дата в должности начальника медицинского пункта войсковой части 26181, 42335, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемая истцом должность не предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 781, что следует из решения пенсионного органа.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что фио имеет воинское звание майор медицинской службы, в период с дата по дата проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ (СССР) по контракту.
Согласно данным справки N 3356 от дата Военного комиссариата адрес о прохождении военной службы, Архивной справки N 11/95231 от дата ФГКУ "Центральный архив Министерства обороны", приказом Гк РФ N 0207 от дата фио назначен начальником медицинской службы- начальником медицинского пункта в/ч 26181, в/ч 42335; с дата по дата проходил военную службу в должности начальника медицинской службы/пункта в/ч 26181, в/ч 42335 (л.д. 183, 187).
В соответствии с Федеральным законом от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба является особым видом государственной службы.
Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от дата N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с дата и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от дата N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из положений ч. 1 ст. 11 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на адрес лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем Федеральном законе от дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1, ст. 3, ч. 1 ст. 10, п. 1 ч. 1 ст. 11).
Вместе с тем, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы в общий страховой стаж, законодатель не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж трудовой деятельности для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды службы по ранее действовавшему пенсионному законодательству включались в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения до дата, что в частности предусматривалось Постановлением Совета Министров адрес от дата N 464, Постановлением Совета Министров СССР от дата N 1397, согласно которым в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
Положениями Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР (п. 92) и Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, действовавшими в период прохождения истцом военной службы (п. 112), предусмотрены должностные обязанности начальника медицинской службы, в частности: проводить лечебно - профилактические и противоэпидемические мероприятия и осуществлять контроль за выполнением санитарно - гигиенических требований в полку; при выполнении боевых задач организовывать своевременное оказание медицинской помощи раненым и больным и их эвакуацию; организовывать медицинские обследования личного состава, участвовать в амбулаторном приеме, осматривать больных, находящихся в полковом медицинском пункте и направляемых в лечебные учреждения; знать состояние здоровья больных, помещенных в полковой медицинский пункт и в другие лечебные учреждения, периодически навещать их; организовывать медицинское обеспечение личного состава полка на занятиях по боевой подготовке, а также при проведении спортивных мероприятий;
Учитывая изложенное, период службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР дата по дата (дата) подлежит включению в подсчет специального стажа фио как работнику здравоохранения.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии оснований для зачета в подсчет специального стажа периодов работы истца с дата по дата, с дата по дата (00-01-09) в должности исполняющего обязанности заведующего подстанцией в ГБУ г. Москвы Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. фио Департамента здравоохранения г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в данной части суд первой инстанции указал, что за указанные периоды отсутствует подтверждение ведения лечебной деятельности истцом.
Однако из представленной в материалы дела справки N 188 от дата, выданной главным врачем Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. фио Департамента здравоохранения г. Москвы, фио в период с дата работал в должности врача скорой медицинской помощи общепрофильной врачебной выездной бригады СМП в режиме полного рабочего дня на полную рабочую ставку; с дата по дата, с дата по дата (00-01-09) исполнял обязанности заведующего адрес- врача скорой медицинской помощи. Таким образом, возложение дополнительных обязанностей не снимало с фио обязанностей по основной должности врача скорой помощи, данные периоды также подлежат включению в подсчет специального стажа истца как работа на полную ставку в должности и учреждении здравоохранения согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от дата N 781.
Рассматривая требование истца об обязании ответчика назначить пенсию с дата с учетом применения п.1.1 ст. 30 Федерального закона N 400, исходя из наличия специального стажа у истца на период второго полугодия дата и даты обращения в пенсионный орган дата, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении требования ввиду следующего.
С учетом принятого пенсионным органом специального стажа истца в бесспорном порядке 20 лет 10 мес. 28 дней, учтенного по решению суда первой инстанции 05 мес. 11 дней, а также учтенного судебной коллегией в общей сложности как 08 лет 05 мес. 12 дней, Специальный стаж истца на дату проведения оценки пенсионных прав пенсионным органом дата составит 29 лет 09 мес. 21 день, что не является достаточной величиной специального стажа и не дает истцу право на назначение пенсии с дата- с учетом применения п. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400, как того требует истец.
Вместе с тем, как следует из представленной суду справки N 215 от дата, выданной Главным врачем Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. фио Департамента здравоохранения г. Москвы, фио в период с дата по настоящее время продолжает работать в должности врача скорой медицинской помощи общепрофильной врачебной выездной бригады СМП в режиме полного рабочего дня на полную рабочую ставку, то есть в должности и учреждении здравоохранения, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости в связи осуществлением лечебной деятельности согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 781.
Согласно положениям п. 3 ст. 10 Федеральный закон от дата N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с дата по дата достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дата, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом изложенного и исходя из того, что специальный стаж истца фио, требуемый для досрочного назначения пенсии, достиг необходимой продолжительности 30 лет дата, что дает ему право на получение пенсии по старости досрочно, то при назначении пенсии истцу с применением положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и с применением положений Федерального закона от дата N 350-ФЗ, пенсионному органу следует исходить из указанной даты приобретения истцом необходимого специального стажа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 19 декабря 2019 года - отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований фио о включении в подсчет специального стажа по основанию п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов прохождения военной службы в должности начальника медицинской службы (пункта), периодов исполнения обязанностей заведующего подстанцией скорой помощи, а также в части отказа в назначении фио пенсии, принять в данной части новое решение, которым:
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа периоды: дата по дата; с дата по дата, с дата по дата
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области назначить фио досрочную пенсию по старости с учетом дата как даты приобретения необходимого специального стажа для назначения пенсии по основанию п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В остальной части оставить решение без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.