Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С, судей Грибовой Е.Н, Кочергиной Т.В, при ведении протокола помощником Меркуловым Е.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 января 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Распоряжение Департамента N 392864 от 03.10.2019 г. о снятии Муратова В*Н*, *** г.р. с жилищного учета.
Возложить на Департамент городского имущества города Москвы обязанность восстановить Муратова В*Н*, *** г.р, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет - с 2004 года, УСТАНОВИЛА:
Муратов В.Н. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Муратов В.Н. зарегистрирован в общежитии по месту жительства по адресу: ***где занимает комнату N 4 площадью жилого помещения 13, 8 кв.м. С 2004 года истец состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 03 октября 2019 года N 392864 истец был снят с жилищного учета как обеспеченный площадью жилого помещения по норме предоставления. Полагая свои права нарушенными, истец просил суд признать незаконным и отменить распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 03 октября 2019 года N 392864, обязать ответчика восстановить Муратова В.Н. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец Муратов В.Н. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, направил в суд своего представителя, который заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил письменные возражения на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Рец Т.А, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, которые о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Муратов В.Н. с 2004 года состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На момент принятия на жилищный учет истец был зарегистрирован в общежитии по адресу: ***, где занимал койко-место.
В настоящее время согласно Единому жилищному документу истец занимает комнату общей площадью 20, 64 кв.м, жилой площадью 13, 80 кв.м в коммунальной четырехкомнатной квартире по адресу: ***.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 03 октября 2019 года N 392864 истец снят с жилищного учета, как утративший основания, дающие ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, ввиду обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления.
В соответствии со ст. 5 Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены ч.2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, истец, поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Часть 2 ст. 6 Вводного закона не предполагает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г, на основании п. 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.
Согласно п.5 ч.1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
Согласно ст. 32 ЖК РСФСР, граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Разрешая спор, с учетом вышеприведенных норм права, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правильно исходил из того, что фактически жилищные условия истца улучшены не были, формальная обеспеченность жилой площадью наступила лишь ввиду изменения статуса занимаемого им жилого помещения в бывшем общежитии, в связи с чем распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 03 октября 2019 года N 392864 законным не является, а истец подлежит восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2004 года.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 30 июля 2019 года N 29047 с истцом заключен договор социального найма на занимаемое им жилое помещение в бывшем общежитии, которое данным распорядительным актом отнесено к жилищному фонду социального использования г.Москвы.
В соответствии с п. 2 Порядка оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 19.12.2012 года N 743-ПП, оформление договоров на основании настоящего порядка не является улучшением жилищных условий граждан.
Положения Федерального закон а от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", не предполагают возможность снятия с жилищного учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, если основания их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях были утрачены не в связи с действиями граждан, а в связи с изменением в силу закона правового статуса жилого помещения и при этом жилищные условия таких граждан фактически улучшены не были.
При таких обстоятельствах вывод суда о необоснованности снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 03 октября 2019 года N 392864является правильным.
Доводы апелляционной жалобы были предметом подробного изучения суда первой инстанции и направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.