Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С, судей Кочергиной Т.В, Грибовой Е.Н, при ведении протокола помощником Меркуловым Е.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С, дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 27 января 2020 года, которым постановлено:
Иск - удовлетворить частично.
Признать за Максаковым М*И* право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части иска - отказать, УСТАНОВИЛА:
Максаков М.И. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права на получение жилого помещения, обязании восстановить в очереди нуждающихся.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Максаков М.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ проходил военную службу по контракту в ВС РФ с 01 августа 1998 года по 19 марта 2011 года, 24 декабря 2010 года был уволен из рядов ВС РФ в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Перед увольнением 15 октября 2010 года истец подал рапорт о признании его нуждающимся в получении постоянного жилого помещения по договору социального найма. Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части *** от 25 октября 2010 года N26, истец был признан нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и включен в список очередников на получение постоянной жилой площади с момента написания рапорта, с 15 октября 2010 года, с составом семьи один человек. Однако из поступившего в ответ на обращения истца ответа из Департамента жилищного обеспечения МО РФ за N 194/1/дж-03202/6058 от 22 июля 2019 года истцу стало известно, что документы его жилищного дела в Департамент не поступали, в связи с чем истец не числится в списках единого реестра военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Полагая свои права нарушенными, истец просил суд признать за ним право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны РФ, обязать Министерство обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения МО РФ восстановить Максакова М.И. в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 15 октября 2010 года.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Максаков М.И. не явился, извещен судом надлежащим образом, направил в суд своего представителя по доверенности Зеленкину Ю.С, которая в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ДЖО Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений на исковые требования не представили.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Максаков М.И. проходил военную службу по контракту в ВС РФ с 01 августа 1998 года по 19 марта 2011 года.
24 декабря 2010 года он был уволен из рядов ВС РФ в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы"), что подтверждается выпиской из приказа. Выслуга в ВС РФ составила 12 лет 3 месяца.
Согласно данному приказу, истец жилым помещением по нормам жилищного законодательства не обеспечен. Изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения по установленным нормам.
Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части *** за N26 от 25 октября 2010 года, истец был признан нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и включен в список очередников на получение постоянной жилой площади с момента написания рапорта, с 15 октября 2010 года, с составом семьи один человек.
Как следует из ответа Департамента жилищного обеспечения МО РФ за N 194/1/дж-03202/6058 от 22 июля 2019 года, согласно данным единого реестра военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, истец на указанном учете не состоит, документы его жилищного дела в Департамент не поступали. Для решения вопроса о включении истца в реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, ему необходимо предоставить оригиналы документов, позволяющих установить, что в 2010 году он был принят на данный учет.
Оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные истцом требовании в части признания за ним права на получение жилого помещения по линии Министерства обороны РФ подлежат удовлетворению, так как согласно приказу Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами (по личному составу) N 54 от 24 декабря 2010 года истец был уволен с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения.
При этом оснований для восстановления истца в списках единого реестра военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, суд первой инстанции объективно не усмотрел, поскольку доказательств, подтверждающих то, что истец ранее состоял в указанном реестре военнослужащих, в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих его право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ, направлены на переоценку выводов суда и опровергаются имеющимися в материалах дела рапортом Максакова М.И. от 15 октября 2010 года (л.д.18), в котором он просил рассмотреть вопрос о его включении в список очередников на получение постоянного жилья; выпиской из протокола N 26 заседания жилищной комиссии войсковой части *** от 25 октября 2010 года (л.д.16), согласно которому Максаков М.И. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и включен в список очередников; выпиской из приказа Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами (по личному составу) N 54 от 24 декабря 2010 года (л.д.19), согласно которому Максаков М.И. жилым помещением не обеспечен и изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения по установленным нормам; справкой начальника отдела ВКМО по г.Руза и Рузскому району от 12 сентября 2013 года о том, что Максаков М.И. был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями; справкой ВРИО начальника штаба Войсковой части *** от 29 ноября 2010 года, согласно которой на момент увольнения общая продолжительность военной службы Максакова М.И. составляла более 10 лет; справкой Войсковой части *** от 29 ноября 2010 года, из которой следует, что ранее Максаков М.И. жилым помещением для постоянного проживания либо жилищным сертификатом по линии Министерства обороны РФ не обеспечивался.
Указанные доказательства в совокупности подтверждают наличие у истца предусмотренного ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" права быть обеспеченным жилым помещением для постоянного проживания по линии Министерства обороны РФ, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил требования истца в данной части.
Согласно указаниям Министра обороны Российской Федерации от 04 июня 2010 года N 205/2/373 заместителю Министра обороны РФ, начальнику Аппарата Министра обороны РФ, Главнокомандующим видами ВС РФ, Командующим войсками военных округов, флотами, Командующим родами войск ВС РФ и руководителям центральных органов военного управления, в целях недопущения нарушения законодательства Российской Федерации, повышения контроля за обоснованностью постановки военнослужащих на учет и своевременным заселением квартир, получаемых Министерством обороны Российской Федерации для обеспечения военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания, Министром обороны Российской Федерации было поручено следующее:
организовать работу по подготовке и представлению в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации списков военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с Временной инструкцией;
обеспечить представление в срок до 15 июня 2010 года в довольствующие квартирные органы документов военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, в соответствии с перечнем, установленным приложением к Инструкции о проверке списков;
обеспечить внесение в базу данных системы "Учет" по состоянию на 1 июля 2010 года, уточненных по результатам проверки, сведений о военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе специальной отметки для военнослужащих, увольняемых с военной службы в 2010 году (уволенных с оставлением в очереди нуждающихся в жилье), и информации об избранном ими месте постоянного жительства. Базу данных системы "Учет" представить в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в установленном порядке в срок до 10 июля 2010 года;
обеспечить подготовку в соответствии с Инструкцией по формированию списков и в срок до июля 2010 года представить в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации списки военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма (далее именуются ? списки военнослужащих).
В соответствии с указаниями заместителя Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2011 года за N205/2/493 Главнокомандующим видами ВС РФ, Командующим войсками военных округов, флотами, Командующим родами войск ВС РФ и руководителям центральных органов военного управления в целях оптимизации работы по учету военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, было поручено: организовать работу по передаче в срок до 1 сентября 2011 года документов, подтверждающих право военнослужащих и граждан состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также законченных делопроизводством книг протоколов заседаний жилищных комиссий в Департамент, 1-й отдел и федеральные государственные учреждения жилищного обеспечения, где осуществляется учет военнослужащих и граждан.
Вместе с этим, в нарушение вышеприведённых указаний Министра обороны Российской Федерации от 04 июня 2010 года и заместителя Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2011 года учетное дело Максакова М.И. в соответствующий уполномоченный орган Министерства обороны РФ передано не было, в связи с чем истец не был включен в списки единого реестра военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Однако указанные обстоятельства не должны препятствовать истцу в реализации его права на обеспечение жилым помещением.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно.
Изложенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы направлены на оспаривание выводов суда, однако их не опровергают и не являются основанием к отмене постановленного решения, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Однако оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.