Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мищенко О.А, судей Акульшиной Т.В, Морозовой Д.Х, с участие адвоката Старосельцевой Т.Ю, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трусковской И.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мищенко О.А.
гражданское дело Нагатинского районного суда г. Москвы N 2-0539/2020 по апелляционной жалобе представителя ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 04 февраля 2020 года, с учетом дополнительного решения Нагатинского районного суда г. Москвы от 29 июля 2020 года которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать за Шендерович Марией Ивановной право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: ****.
Решение является основанием погашения предыдущих регистрационных записей о праве собственности на данную квартиру и основанием для государственной регистрации права собственности Шендерович Марии Ивановны на квартиру, расположенную по адресу: ****
Исковые требования Шендерович Марии Ивановны в части прекращения ее ранее зарегистрированного права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ********, возвращении квартиры в собственность гор. Москвы (до передачи ее в собственность истцу Шендерович М.И. по приватизации решением суда от 04.02.2020 г.), оставить без удовлетворения, УСТАНОВИЛА:
Шендерович М.И. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: ********, указав, что указанная квартира была предоставлена ей и ее супругу ****** на основании ордера N*** от ***** г..
** г. ****** умер.
С 1990 года в спорной квартире зарегистрирована сестра истца *******
В ***** г. между Шендерович М.И, ***** и Департаментом муниципального жилья г. Москвы был заключен договор передачи муниципального жилья в собственность, выдано свидетельство о праве от ****** г.
Решением Нагатинского межмуниципального районного народного суда ЮАО г. Москвы от 16.03.1998 г, договор передачи муниципального жилья в собственность от ****** г. и свидетельство о праве собственности, выданное **** г. были признаны недействительными. ******** фактически возвращена в собственность гор. Москвы
Решение суда вступило в законную силу 27.03.1998 года.
***** г. ***** умерла.
***** г. ДЖП и ЖП г. Москвы (чьи правопреемником является ДГИ г. Москвы) от имени гор. Москвы (как собственника жилья) заключил с истцом Шендерович М.И. и ее племянником ******* договор социального найма жилья (Шендерович М.И. наниматель жилья, ***** член ее семьи).
***** г. ****** умер, после чего в квартире зарегистрирована по месту проживания одна истец Шендерович М.И.
С 2018 г. истец Шендерович М.И. неоднократного обращалась к ответчику ДГИ г. Москвы с заявлениями о приватизации спорного жилья, однако, ей было отказано, так как отсутствует зарегистрированное право собственности гор. Москвы на спорное жилье, в то же время имеются сведения о регистрации права собственности 3-х лиц (самой истца Шендерович М.И. и ее сестры Деевой К.И.) на спорную квартиру.
Как указывает истец, она в настоящее время является единственным зарегистрированным в спорной квартире лицом, иных зарегистрированных и проживающих в квартире лиц не имеется.
Истец в приватизации иного жилья не участвовала, поэтому просила прекратить ее зарегистрированное право на данную квартиру, признать право собственности г. Москвы на квартиру и признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру.
Истец Шендерович М.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, обеспечила явку представителя Старосельцевой Т.Ю, которая в судебном заседании исковые требования и изложенные в иске обстоятельства поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Соколинская И.А. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать, так как отсутствует зарегистрированное право собственности г. Москвы на спорную квартиру.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Спесивцева С.В. по доводам апелляционной жалобы.
Представитель истца Шендерович М.И. по ордеру адвокат Старосельцева Т.Ю. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы не признала.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Шендерович М.И, представитель ответчика ДГИ г. Москвы не явились, извещены надлежаще. В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, и требованиями закона.
В соответствии с положениями ст. 19 ЖК РФ к муниципальному жилищному фонду относятся жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям, то есть находящиеся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.
В силу ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации; установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; установление порядка определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка установления максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации; признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания, многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве
нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществление регионального государственного жилищного надзора; установление минимального размера взноса на капитальный ремонт; определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; осуществление мониторинга применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги; осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами; определение порядка информирования органами местного самоуправления собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта; установление порядка информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта; утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям
органов местного самоуправления.
На основании ст. 14 ЖК РФ полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме;признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в
собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля; определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме; информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта; утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно ст. ст. 2, 11 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде,... на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетнего.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как установлено судом, а также подтверждается материалами дела, спорное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г*****.
Указанная выше квартира была предоставлена Шендерович М.И. и ее супругу ***** на основании ордера N***** от **** г..
** г. **** умер.
С 1990 года в спорной квартире зарегистрирована сестра истца *****.
В ** г. между Шендерович М.И, ***** и Департаментом муниципального жилья г. Москвы был заключен договор передачи муниципального жилья в собственность, выдано свидетельство о праве от **** г.
Решением Нагатинского межмуниципального районного народного суда ЮАО г. Москвы от 16.03.1998 г, договор передачи муниципального жилья в собственность от ***** г. и свидетельство о праве собственности, выданное **** г. были признаны недействительными. **** фактически возвращена в собственность гор. Москвы
Решение суда вступило в законную силу 27.03.1998 года.
*** г. **. умерла.
**** г. ДЖП и ЖП г. Москвы (чьи правопреемником является ДГИ г. Москвы) от имени гор. Москвы (как собственника жилья) заключил с истцом Шендерович М.И. и ее племянником **** договор социального найма жилья (Шендерович М.И. наниматель жилья, ** член ее семьи).
*** г. *** умер, после чего в квартире зарегистрирована по месту проживания одна истец Шендерович М.И.
С 2018 г. истец Шендерович М.И. неоднократного обращалась к ответчику ДГИ г. Москвы с заявлениями о приватизации спорного жилья, однако, ей было отказано, так как отсутствует зарегистрированное право собственности гор. Москвы на спорное жилье, в то же время имеются сведения о регистрации права собственности 3-х лиц (самой истца Шендерович М.И. и ее сестры ****) на спорную квартиру.
Данные обстоятельства сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходил из того, что спорное жилое помещение истец занимает на основании договора социального найма от ***** г, который никем и никогда оспорен не был и недействительным не признавался.
Истец Шендерович М.И. правом, предоставленным Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", никогда не пользовалась, участником приватизации никогда не являлась (с учетом вышеуказанного решения суда от 16.03.1998 г. о признании ранее проведенной на имя истца Шендерович М.И. приватизации спорного жилья недействительной).
В спорную квартиру истец Шендерович М.И. была вселена на законных основаниях (по ордеру) и в настоящее время проживает в сорной квартире по договору социального найма.
Из материалов дела усматривается, что единственным основанием к отказу в приватизации спорного жилья по заявлениям Шендерович М.И. с 2018 г. являлось то, что органами регистрационного учета при регистрации решения Нагатинского межмуниципального суда г. Москвы от 16.03.1998 г, которым был признан недействительным ранее заключенный договор приватизации спорного жилья на имя Шендерович М.И. и ее сестры ***, была ошибочно сохранена запись о регистрации права собственности Шендерович М.И. и ***** и не внесена запись о собственности на квартиру г. Москвы. Вместе с тем, с даты вступления вышеуказанного решения суда от 16.03.1998 г. о признании договора приватизации недействительным (данное решение имеет силу преюдиции для нынешнего спора), спорная квартира была фактически возвращена в собственность гор. Москвы.
При этом органы регистрационного учета недвижимости либо ДГИ г. Москвы (в лице его правопредшественников) имели безусловное право на обращение в суд, вынесший решение от 16.03.1998 г. за разъяснением порядка его исполнения и то, что они этим правом не воспользовались, не может являться основанием для отказа Шендерович М.И. в реализации ее законного права на приватизацию жилья, занимаемого на условиях договора социального найма.
Факт заключения гор. Москвой с Шендерович М.И. договора социального найма от 29.06.2010 г. также полностью подтверждает то обстоятельство, что на момент его заключения квартира находилась в собственности гор. Москвы.
При таких обстоятельствах, учитывая волю, выраженную истцом на приватизацию занимаемого ей по договору социального найма жилого помещения, в чем ей не может быть отказано, требования истца являются обоснованными, В связи с чем суд признал за истцом право собственности на квартиру в порядке приватизации, удовлетворив требования в данной части.
Оснований для удовлетворения исковых требований о необходимости прекращения права собственности Шендерович М.И. по договору приватизации от 18.08.1992 г, возврате квартиры в собственность г. Москвы у суда не имелось, поскольку вступившим в законную силу решением Нагатинского межмуниципального суда г. Москвы от 16.03.1998 г. право собственности Шендерович М.И. по договору приватизации от **** г. уже прекращено (в связи с признанием договора приватизации от ***** г. недействительным), спорная квартира возвращена в собственность г. Москвы.
Судебная коллегия полагает согласиться с решением суда.
Доводы апелляционной жалобы, что поскольку право собственности города Москвы не зарегисрировано, оснований для заключения договора передачи не имеется, судебная коллегия отклоняет, поскольку бездействие органов по регистрации права собственности г. Москвы, не может повлечь для заявитель негативные последствия. При этом судебная коллегия отмечает, что заключая договор социального найма в 2010 году, город Москвы выступало как собственник жилого помещения.
То обстоятельство, что истцу более 80 лет и она не проживает по адресу спорной квартиры не имеет правового значения и основанием к отмене решения суда перовй инстанции являться не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 04 февраля 2020 года, с учетом дополнительного решения Нагатинского районного суда г. Москвы от 29 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.