Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пильгуна А.С, и судей Кочергиной Т.В, Грибовой Е.Н, при ведении протокола помощником Астаховой Е.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С. дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ на решение Пресненского районного суда города Москвы от 06 февраля 2020 года, которым постановлено:
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, в 6-месячный срок со дня вступления решения в законную силу организовать проведение работ по капитальном и текущему ремонту согласно нарушений указанных в актах технического состояния объектов КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектных ведомостям к ним в складах и хранилищах военного городка N 1 по адресу: ***, УСТАНОВИЛА:
Военн ый прокурор Новороссийского гарнизона обратился в суд в защиту прав и законный интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ о понуждении к производству капитального ремонта.
Исковые требования мотивированы тем, что в оенной прокуратурой Новороссийского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту МО РФ) законодательства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту фонда МО РФ, к которому относятся дивизионные объединенные склады 7 десантно-штурмовой дивизии (горной), расположенные по адресу: ***. В ходе проверки установлено, что МО РФ установленные нормы и правила должным образом не выполняет и своевременный ремонт складов NN 32, 33, 34, 35, 37, 38, 39, 40, а также хранилищ NN 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 31, 51 и 53 дивизионных объединенных складов не организовывает. В ходе проверки эксплуатационного состояния указанных складов и хранилищ выявлены нарушения технического состояния конструкций и отдельных частей зданий, а также систем инженерного оборудования, установлена необходимость проведения капитального и технического ремонта, в связи с чем и стец проси л суд обязать Министерство обороны Российской Федерации, в 6-месячный срок со дня вступления решения в законную силу организовать проведение работ по капитальном и текущему ремонту согласно нарушений указанных в актах технического состояния объектов КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектных ведомостям к ним в складах и хранилищах военного городка N 1 по адресу: ***.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Минобороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит представитель Министерства обороны РФ по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Столяров Д.С. в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца Военного прокурора Новороссийского в заседание судебной коллегии не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что военной прокуратурой Новороссийского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства обороны РФ законодательства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту фонда МО РФ, к которому относятся дивизионные объединенные склады 7 десантно-штурмовой дивизии (горной), расположенные по адресу: ***.
В ходе проверки эксплуатационного состояния складов NN 32, 33, 34, 35, 37, 38, 39, 40, а также хранилищ NN 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 31, 51 и 53 дивизионных объединенных складов выявлены нарушения технического состояния конструкций и отдельных частей зданий, а также систем инженерного оборудования, установлена необходимость проведения капитального и технического ремонта.
Так, в соответствии с актом технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта склада N 32, а именно:
- ремонт кровли, в том числе частичная замена 420 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 50 м, шпаклевка 50 м2, покраска 100 %;
- бетонирование отмостки 210 м2;
- ремонт стен 60 м2, в том числе укладка кирпича 1500 шт.;
- проведение лабораторного испытания молниезащиты.
Согласно акту технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта склада N 33, а именно:
- ремонт кровли, в том числе частичная замена 420 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 50 м2, покраска 100 %;
- бетонирование отмостки 210 м2;
- ремонт стен 50 м2, в том числе укладка кирпича 1200 шт.;
- проведение лабораторного испытания молниезащиты.
В соответствии с актом технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта склада N 34, а именно:
- ремонт кровли, в том числе частичная замена 420 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 50 м2, шпаклевка 50 м2, покраска 100 %;
- бетонирование отмостки 210 м2;
- ремонт стен 30 м2, в том числе укладка кирпича 720 шт.;
- проведение лабораторного испытания молниезащиты.
Согласно акту технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта склада N 35, а именно:
- ремонт кровли, в том числе частичная замена 420 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 50 м2, шпаклевка 50 м2, покраска 100 %;
- бетонирование отмостки 210 м2;
- ремонт стен 60 м 2, в том числе укладка кирпича 1500 шт.;
- проведение лабораторного испытания молниезащиты.
В соответствии с актом технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта склада N 37, а именно:
- ремонт кровли, в том числе частичная замена 420 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 50 м2, шпаклевка 50 м2, покраска 100 %;
- бетонирование отмостки 210 м2;
- ремонт стен 50 м2, в том числе укладка кирпича 1200 шт.;
- проведение лабораторного испытания молниезащиты.
Согласно акту технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта склада N 38, а именно:
- ремонт кровли, в том числе частичная замена 420 м2 ;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 80 м2, шпаклевка 80 м2, покраска 100 %;
- бетонирование отмостки 210 м2;
- ремонт стен 40 м2, в том числе укладка кирпича 1200 шт.;
- проведение лабораторного испытания молниезащиты.
В соответствии с актом технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта склада N 39, а именно:
- ремонт кровли, в том числе частичная замена 420 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 80 м 2, шпаклевка 80 м2, покраска 100 %;
- бетонирование отмостки 210 м2;
- ремонт стен 50 м2, в том числе укладка кирпича 1200 шт.;
- проведение лабораторного испытания молниезащиты.
Согласно акту технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта склада N 40, а именно:
- ремонт кровли, в том числе частичная замена 420 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 60 м2, шпаклевка 60 м2, покраска 100 %;
- ремонт стен 50 м2, в том числе укладка кирпича 1200 шт.;
- проведение лабораторного испытания молниезащиты.
В соответствии с актом технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 9, а именно:
- замена кровли 200 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 40 м2, шпаклевка 40 м2, покраска 100 %;
- бетонирование отмостки 100 м2;
- ремонт стен 50 м 2, в том числе укладка кирпича 1200 шт.
Согласно акту технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 10, а именно:
- текущий ремонт, частичная замена кровли 100 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 60 м2, шпаклевка 60 м2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 100 м2;
- ремонт стен 60 м2, в том числе укладка кирпича 1500 шт.
В соответствии с актом технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 11, а именно:
- замена кровли 200 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 60 м 2, шпаклевка 60 м 2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 100 м2;
- ремонт стен 50 м2, в том числе укладка кирпича 1200 шт.
Согласно акту технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 12, а именно:
- капитальный ремонт, частичная замена кровли 353 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 80 м2, шпаклевка 80 м2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 175 м2;
- ремонт стен 60 м 2, в том числе укладка кирпича 1500 шт.
В соответствии с актом технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 13, а именно:
- капитальный ремонт, в том числе частичная замена кровли 191 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 50 м2, шпаклевка 50 м2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 95 м2;
- ремонт стен 50 м, в том числе укладка кирпича 1200 шт.
Согласно акту технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 14, а именно:
- текущий ремонт, частичная замена кровли 191 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 60 м2, шпаклевка 60 м2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 95 м2;
- ремонт стен 50 м 2, в том числе укладка кирпича 1200 шт.
В соответствии с актом технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 15, а именно:
- капитальный ремонт, в том числе частичная замена кровли 339 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 60 м 2, шпаклевка 60 м 2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 170 м 2;
- ремонт стен 60 м2, в том числе укладка кирпича 1500 шт.
Согласно акту технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 16, а именно:
- капитальный ремонт, частичная замена кровли 270 м 2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 80 м2, шпаклевка 80 м2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 135 м2;
- ремонт стен 60 м 2, в том числе укладка кирпича 1500 шт.
В соответствии с актом технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 19, а именно:
- капитальный ремонт, в том числе частичная замена кровли 270 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 50 м2, шпаклевка 50 м2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 135 м ;
- ремонт стен 50 м2, в том числе укладка кирпича 1200 шт.
Согласно акту технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 20, а именно:
- текущий ремонт, замена кровли 339 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 50 м2, шпаклевка 50 м2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 170 м2;
- ремонт стен 50 м2, в том числе укладка кирпича 1200 шт.
В соответствии с актом технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 21, а именно:
- капитальный ремонт, в том числе замена кровли 339 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 20 м2, шпаклевка 20 м2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 170 м2;
- ремонт стен 60 м2, в том числе укладка кирпича 1500 шт.;
- ремонт внутренней отделки, в том числе бетонирование пола 170 м2;
- проведение лабораторного испытания молниезащиты.
Согласно акту технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 22, а именно:
- текущий ремонт, в том числе частичная замена кровли 191 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 50 м 2, шпаклевка 50 м2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 95 м2;
- ремонт стен 50 м2, в том числе укладка кирпича 1200 шт.
В соответствии с актом технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 24, а именно:
- текущий ремонт, в том числе частичная замена кровли 339 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 50 м2, шпаклевка 50 м2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 120 м2;
- ремонт стен 60 м2, в том числе укладка кирпича 1500 шт.
Согласно акту технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 25, а именно:
- капитальный ремонт, в том числе замена кровли 339 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 50 м2, шпаклевка 50 м2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 170 м ;
- ремонт стен 50 м, в том числе укладка кирпича 1200 шт.
В соответствии с актом технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 26, а именно:
- текущий ремонт, в том числе частичная замена кровли 270 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 50 м2, шпаклевка 50 м2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 135 м2;
- ремонт стен 50 м 2, в том числе укладка кирпича 1200 шт.
Согласно акту технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 27, а именно:
- капитальный ремонт, в том числе замена кровли 270 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 50 м2, шпаклевка 50 м2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 135 м2;
- ремонт стен 50 м2, в том числе укладка кирпича 1200 шт.;
- ремонт внутренней отделки, в том числе бетонирование пола 135 м2;
- проведение лабораторного испытания молниезащиты.
В соответствии с актом технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 31, а именно:
- капитальный ремонт, в том числе частичная замена кровли 339 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 50 м2, шпаклевка 50 м2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 236 м ;
- ремонт стен 50 м2, в том числе укладка кирпича 1200 шт.;
- ремонт внутренней отделки, в том числе бетонирование пола 250 м2.
Согласно акту технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 51, а именно:
- капитальный ремонт, в том числе замена кровли 700 м 2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 80 м2, шпаклевка 80 м2, покраска 100 %;
- бетонирование отмостки 350 м2;
- ремонт стен 60 м 2, в том числе укладка кирпича 1200 шт.
В соответствии с актом технического состояния объекта КЖФ от 19 сентября 2019 года и дефектной ведомости к нему установлены недостатки, для устранения которых требуется организация и проведение капитального ремонта хранилища N 53, а именно:
- текущий ремонт, в том числе частичная замена кровли 100 м2;
- ремонт фасада, в том числе штукатурка 80 м 2, шпаклевка 80 м 2, покраска 100%;
- бетонирование отмостки 350 м2;
- ремонт стен 60 м2, в том числе укладка кирпича 1500 шт.
Несмотря на неоднократные обращения командования 7 десантно-штурмовой дивизии (горной) в адрес эксплуатирующих организаций и вышестоящего командования, до настоящего времени меры к устранению недостатков не приняты.
Каких-либо капитальных ремонтных работ в указанных зданиях с момента их постройки в 1970-х годах по настоящее время не производилось.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст.ст. 125 и 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, права собственника и обязанности, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частями 1, 2 и 4 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации), земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан? прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия)? нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеуказанными нормами права, а также положениями ч. 1 ст. 5, ст. 7, ч.1 и ч.3 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.14.2 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, 5.1 приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"", представленным доказательствам дал правовую оценку и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд признал, что Министерство обороны Российской Федерации как собственник имущества несет бремя содержания зданий (сооружений) складов NN 32, 33, 34, 35, 37, 38, 39, 40, а также хранилищ NN 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 31, 51 и 53 дивизионных объединенных складов, расположенных по адресу: ***, однако действия по проведению капитального ремонта не производит, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалы дела не представлено доказательств в подтверждение того, что нуждаемост ь зданий в ремонте каким-либо образом затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Как следует из актов технического состояния, здания складов находятся в аварийном состоянии, что свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья находящихся в нем гражданского персонала и военнослужащих, в связи с чем неисполнение ответчиком обязанности по проведению ремонта здани й нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены постановленного решения апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 06 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.