Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Гордеевой О.В., Тиханской А.В., при секретаре Агаевой Г.Т., с участием переводчика Мухамед-Коновалова Ф.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе УВМ МВД России по г. Москве на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 октября 2019 года в редакции определения суда от 05 декабря 2019 года об исправлении описки, которым постановлено:
"Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие УВМ ГУ МВД России по г. Москве о нерассмотрении заявления Рефаа А. (...) о предоставлении временного убежища.
Обязать УВМ ГУ МВД России по г. Москве принять и рассмотреть заявление Рефаа А. о предоставлении временного убежища", УСТАНОВИЛА:
Рефаа А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействие УВМ ГУ МВД России по г. Москве о нерассмотрении заявления о предоставлении временного убежища, мотивируя свои требования тем, что административный ответчик по надуманным основаниям фактически уклонился от принятия заявления.
Административный истец в судебное заседание суда первой инстанции явился, заявленные требования поддержал. Представитель административного ответчика УВМ ГУ МВД России по г. Москве возражала против удовлетворения иска.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав административного истца Рефаа А. и его представителя Абдул Г.М, представителя административного ответчика - Бондаренко Н.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 октября 2019 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Порядок предоставления временного убежища определен Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
В силу п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Согласно ст. 4 ФЗ "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699 Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в числе прочих в сфере миграции.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел (пункт 5 Положения).
Сроки и последовательность действий (административных процедур) МВД России и территориальных органов МВД России по исполнению законодательства Российской Федерации о временном убежище, установлены Административным регламентом, утв. Приказом МВД России от 07.11.2017 N 838).
Согласно указанному Административному регламенту лицом, заявившим о желании получить временное убежище на территории Российской Федерации и достигшим возраста восемнадцати лет, лично либо через законного представителя подается заявление о предоставлении временного убежища в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания.
При подаче заявления о предоставлении временного убежища заполняются анкета лица, подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (приложение N 4 к Административному регламенту), и опросный лист лица, подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (приложение N 5 к Административному регламенту).
Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют (п.36).
Основания для отказа в рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации отсутствуют (п. 39).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Рефаа А, является гражданином
... года обратился в УВМ ГУ МВД России с письменным заявлением о подаче документов на временное убежище, назначении даты приема заявления с участием переводчика.
... года ГУ МВД России по г. Москве в своем письменном ответе рекомендовал заявителю обратиться в часы приема по адресу:
... года Рефаа А. прибыл в УВМ и получил консультацию по вопросу законного нахождения в России.
Таким образом, дата приема документов о предоставлении временного проживания с участием переводчика назначена не была.
Удовлетворяя административное исковое заявление Рефаа А, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность государственного органа не рассматривать заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно пп. 2 п. 5 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации N 4528-1 от 19 февраля 1993 года "О беженцах" ходатайство лица, находящегося в пункте пропуска через Государственную границу РФ или на территории РФ (т.е. поданное в соответствии с подп. 2, 3 или 4 п. 1 данной статьи), рассматривается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Срок предварительного рассмотрения ходатайства не может превышать пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства.
Письменное заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации заполняется по установленной форме на русском языке и подается в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России. Если заявитель не может самостоятельно заполнить заявление на русском языке, за него заявление заполняет уполномоченный сотрудник с участием переводчика (п.20, пп.59.2 п.59, п.66 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 07.11.2017 N838).
Из пункта 62 Административного регламента следует, что в случае отсутствия переводчика в день обращения заявителя, членов семьи, прибывших с заявителем, либо отсутствия у заявителя документов, удостоверяющих личность, дата и время приема заявления о предоставлении временного убежища согласовываются с заявителем, в том числе по телефону.
В нарушение указанных выше пунктов Регламента, УВМ ГУ МВД России по г. Москве не согласовало с административным истцом дату и время приема ходатайства о предоставлении временного убежища, тем самым фактически отказав в приеме и рассмотрении документов.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции указанное бездействие административного ответчика является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УВМ МВД России по г. Москве без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.