Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Михайловой Р.Б., Тиханской А.В., при секретаре Слизовском А.А., с участием прокурора Оглио Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Аббасовой Т.И. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 21 августа 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска Аббасовой Т.И. к Председателю Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Марьино и Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Марьино о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения отказать", УСТАНОВИЛА:
Аббасова Т.И. обратилась в суд с административным иском к председателю Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Марьино и Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Марьино о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в удовлетворении требования об ознакомлении с подписными листами (12 штук), переданных Аббасовой Т. И, обязании устранить допущенное нарушение, мотивируя свои требования тем, что представила в Избирательную комиссию документы для уведомления о самовыдвижении по многомандатному избирательному округу N 1 на дополнительных выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Марьино по многомандатному избирательному округу N 1, в частности - 12 подписных листов, протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку ее выдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Марьино и первый финансовый отчет. В результате проведенной проверки подписных листов обнаружено 27 недействительных подписей, о чем составлен протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов от 03 августа 2020 года и ведомости проверки подписных листов. 08 августа 2020 года административный истец запросила у административного ответчика копии таблицы сведений, содержащихся в подписных листах, копии собранных подписных листов, а также всех документов, содержащих причину отказа в принятии каждой из подписей, представленных для регистрации в комиссию - по каждой из подписей отдельно в понятном виде, однако в полном объеме ей указанные документов представлены не были, ответ подписан председателем Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Марьино, а не коллегиально, чем нарушены её избирательные права.
Административный истец и её представитель в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Представители административного ответчика в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявления.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Аббасова Т.И.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца - Ермака Ю.А, представителей административного ответчика - Забанову Е.А, Гуличева И.П, заключение прокурора Оглио Е.Ф, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и - исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, - возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы, охранять достоинство личности (статьи 2 и 18; статья 21, часть 1).
Согласно статье 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что, по смыслу статей 1, 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 81 (часть 1) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им и являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации положений Всеобщей декларации прав человека (статья 21), Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 25), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1), Европейской хартии местного самоуправления (статья 3) и Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (статья 1), существо и реальное содержание конституционного права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления образует признаваемая и гарантируемая Российской Федерацией как демократическим правовым государством возможность добровольного участия граждан в формировании органов народного представительства на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; всеобщее избирательное право означает, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а государство может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации гражданами избирательного права, в том числе порядок выдвижения кандидатов в депутаты, с учетом того, что непосредственно Конституцией Российской Федерации (статья 32, часть 3) в обладании данным конституционным правом отказано гражданам, признанным судом недееспособными, а также содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда (Постановление от 9 ноября 2009 года N 16-П, Определение от 8 декабря 2011 года N 1794-О-О и др.).
В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование порядка и условий реализации гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права (статья 71, пункт "в"; статья 72, пункт "н" части 1; статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), не должен допускать искажения конституционных принципов избирательного права, отмены или умаления принадлежащих гражданам Российской Федерации прав, с тем чтобы они не утрачивали свое реальное содержание, и обязан исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации иные возможные ограничения пассивного избирательного права федеральным законом должны преследовать конституционно значимые цели, быть соразмерны им, не посягая на само существо данного права и не приводя к утрате его основного содержания. Соответственно, предусмотренный законом порядок реализации пассивного избирательного права, в том числе выдвижения кандидатом, не должен вводить условия, исключающие возможность выдвижения кандидатами граждан, в отношении которых Конституцией Российской Федерации и в соответствии с нею федеральным законом не установлены ограничения данного права.
Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ и ч. 1 ст. 75 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГПК РФ).
Судом при рассмотрении дела установлено, что решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Марьино N28/1 от 24.06.2020 назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Марьино по многомандатному избирательному округу N1.
14 июля 2020 года Аббасова Т.И. представила в Избирательную комиссию документы о самовыдвижении по многомандатному избирательному округу N 1 на дополнительных выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Марьино по многомандатному избирательному округу N 1.
28 июля 2020 года истица представила в Избирательную комиссию 12 подписных листов, протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку ее выдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Марьино и первый финансовый отчет.
Проведенной рабочей группой Избирательной комиссии проверкой представленных подписных листов обнаружено 27 недействительных подписей, что отражено в протоколе рабочей группы об итогах проверки подписных листов от 03 августа 2020 года и ведомости проверки подписных листов.
03 августа 2020 года Аббасова Т. И. в соответствии с поданным ею заявлением получила копию протокола рабочей группы об итогах проверки подписных листов от этого же числа, копию ведомостей проверки подписных листов, копии заключений специалиста о проверке подписных листов, а также таблицу сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Решением Избирательной комиссии от 06 августа 2020 года N 35/10 Аббасовой Т.И. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Марьино.
08 августа 2020 года Аббасова Т.И. направила административному ответчику требование о предоставлении копии таблицы сведений, содержащихся в подписных листах, копий подписных листов, а также иных документов, содержащих причину отказа в принятии каждой из подписей, представленных для регистрации в комиссию - по каждой из подписей отдельно в понятном для кандидата виде.
11 августа 2020 года Избирательная комиссия направила Аббасовой Т.И. мотивированный ответ N01-06/82, согласно которому предоставление затребованных истицей документов, избирательным законодательством не предусмотрено.
Также кандидату разъяснено, какие документы она может получить и что указанные в ч.11 ст. 37 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N38 "Избирательный кодекс г. Москвы" копии итогового протокола, ведомостей и т.д. были выданы.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона), иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с пунктом 17 этой же статьи.
В силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.
Аналогичная норма закреплена в пп. 8 п. 7 ст. 37 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы"
Согласно пункту 12 статьи 37 названного федерального закона каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Согласно пп. 5 п. 20 ст. 37 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Частью 11 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы предусмотрено, что по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Предоставление кандидату каких-либо дополнительных документов и разъяснений по принятым решениям по проверке подписных листов, законом не предусмотрено.
При этом указанной выше нормой Закона установлено, что повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 6 статьи 87 указанного Кодекса и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Частью 7 ст. 37 Кодекса и ч. 6 ст. 38 Закона N 67-ФЗ установлено, что при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, или его доверенные лица.
О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
Судом первой инстанции правомерно указано на то, что Аббассова Т.И. извещалась о дате и времени проведения проверки подписных листов, присутствовала при ее проведении, знакомилась с необходимыми сведениями, а также ознакомилась с подписями, которые рабочая комиссия признала недействительными.
Таким образом, Аббасова Т.И. имела возможность ознакомиться с подписными листами и оценить выявленные при проверке нарушения.
Доводы административного истца о том, что рассмотрение требования не было осуществлено коллегиально, судебная коллегия находит надуманными.
Из материалов дела следует, что Забанова Е.А. назначена на должность председателя избирательной комиссии решением МГИК от 05 июня 2017 г. N 8/3 "О председателе территориальной избирательной комиссии района Марьино".
Согласно ст. 95 Регламента территориальной избирательной комиссии района Марьино города Москвы, утв. Решением территориальной избирательной комиссии района Марьино города Москвы от 23 декабря 2015 года N 1/3 "Об утверждении Регламента территориальной избирательной комиссии района Марьино города Москвы" председатель Комиссии подписывает договоры, соглашения и иные документы.
Таким образом, Забанова Е.А, как председатель избирательной комиссии, имела право подписать ответ на требование о предоставление копий документов (отказ в предоставлении копий документов) и ответ на жалобу истицы, то есть действовала в пределах предоставленных ей полномочий.
Кроме того, в соответствии с ч. 15 ст. 10 Кодекса, ч. 4 ст. 20 Закона N 67-ФЗ Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении законодательства о выборах, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
Требование о предоставлении копий документов не относиться к обращениям о нарушении законодательства о выборах, что также позволяло Забановой Е.А. подписать ответ от 11.08.2020.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 21 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аббасовой Т.И. без удовлетворения.
Решение суда и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.