Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Гордеевой О.В., Михайловой Р.Б., при секретаре Агаевой Г.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Автономной некоммерческой организации информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности" на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 05 марта 2020 года, которым постановлено:
"Отказать автономной некоммерческой организации информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности" в удовлетворении требований к Министерству юстиции Российской Федерации о признании распоряжения незаконным, обязании исключить из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента", УСТАНОВИЛА:
Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности" обратилась в суд с административным иском к Минюсту России о признании распоряжения незаконным, его отмене, обязании исключить из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, мотивируя свои требования тем, что правовых оснований для принятия указанного распоряжения не имелось.
Представители административного истца в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали. Представитель Министерства юстиции Российской Федерации явился, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности".
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца - Кинчевскую А.В, представителя Министерства юстиции Российской Федерации - Рудак Т.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 05 марта 2020 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 25 октября 2019 года N1378-р автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности" включена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента. Министерством в адрес организации направлено соответствующее уведомление.
Основанием для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента послужили установленные Управлением Минюста России по Краснодарскому краю результаты внеплановой документарной проверки, проведенной в период с 17.09.2019 по 14.10.2019, на основании распоряжения от 09.09.2019 N 1706-р.
Так, из материалов проверки следует, что в результате следственных действий в числе прочих документов, был обнаружен отчет, направленный Организацией в адрес международной неправительственной некоммерческой организации.., содержащий публикации в региональных и федеральных СМИ за период сентябрь-декабрь 2018 г. с упоминанием деятельности Организации, а также общественной организации "... ", и указаны соответствующие интернет ссылки.
Информация, размещенная в сети интернет, представляла собой статьи по следующей тематике:
- "... в сети "Интернет" с комментарием члена группы "... " Дмитрия Шевченко (учредителя административного истца), с оценкой проведенного законодательного изменения порядка сжигания соломы вблизи населенных пунктов, а также указывающий на необходимость установления более жестких нормативных рамок и увеличения ответственности за подобные нарушения, а именно: "Экологическая Вахта по Северному Кавказу и "Добровольные пожарные Кубани" начинают кампанию против злоупотреблений рисоводческими хозяйствами правом на сжигание соломы. Этот процесс должен быть поставлен в более жёсткие нормативные рамки, а ответственность за нарушения ? увеличена в разы.
- 04.10.2018 "Экологи обвинили рисоводов в злоупотреблении правом на сжигание отходов";
- 05.10.2018 "Кому жители Кубани должны сказать "спасибо" за "рисовый" смог?";
- 06.10.2018 "Рисоводы задымили Краснодар при сжигании растительных отходов".
- 05.08.2019 "Кубанские экологи тестируют приложение для фиксации пожаров", в которой содержится комментарий исполнительного директора Организации Д. Шевченко на тему создания "Веб-сервиса для гражданского контроля над ландшафтными пожарами "Ясный горизонт", а также оценка деятельности органов государственной власти:
- "... Дмитрий Шевченко уточнил, что еще несколько лет назад государственные структуры на 90% заявлений о природных пожарах в Краснодарском крае реагировали сухими отписками - считается, что, в отличие от того же Забайкалья, это не ключевая проблема региона. "Например, Россельхознадзор в ответах ссылается на отсутствие методики оценки ущерба повсеместно распространенных на Кубани палов сухой травы после сбора урожая, ? уточнил Дмитрий Шевченко. ? Намного адекватнее стали ответы из краевого главка МЧС, что связываю со сменой его руководства - ведомство реально привлекает к ответственности поджигателей. Активнее стало действовать и региональное Минприроды: порой оно привлекает нарушителей к ответственности по такой экзотической статье, как нарушение миграционных путей животных. Раньше этого не было".
- 28.12.2018 "Поговорим о годе уходящем", опубликованной на сайте ОО ДПК в разделе "Аналитика" подводятся итоги работы ОО ДПК за год, а также указывается на наличие предложений к региональным властям.
Комиссией также изучена страница "Дмитрий Шевченко" в социальной сети Фэйсбук, принадлежащая единственному учредителю и исполнительному директору Организации, на которой размещен ряд постов, в том числе по вышеуказанным вопросам.
Таким образом, в ходе проверке установлено, что Организацией осуществлялась политическая деятельность путем: публичных обращений к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иных действий, оказывающих влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике и др.
Также проверкой установлено, что административный истец получал пожертвования от международной неправительственной некоммерческой организации... в адрес автономной некоммерческой организации "Гражданская инициатива против экологической преступности" на реализацию проекта "Ясный горизонт-2019" на сумму... (договор от 20.01.2019), на сумму... (договор от 23.08.2018)... ".
Сумма израсходованных денежных средств полученных от иностранного источника (п. 1.3 отчета) за 2018 год составила.., денежные средства поступили Организации от...
Кроме того, в проверяемый период Организация имела поступление иного имущества от иностранного источника по договору дарения транспортного средства в форме пожертвования N18/31 от 04.02.2019.
Отделением международной неправительственной некоммерческой организации "... в качестве пожертвования административному истцу безвозмездно был передан автомобиль марки...
Минюст Российской федерации, проверив поступившие материалы пришел к выводу о том, что Организация получала денежные средства от иностранных источников, а также осуществляла политическую деятельность.
Решением Минюста России от 25.10.2019 Организация включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, о чем административному истцу было направлено уведомление от 28.10.2019 N 11-136019/19.
Политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив" и др." отмечено, что признание конкретных российских некоммерческих организаций выполняющими функции иностранного агента, объективно обусловленное тем, что они реально вовлечены в установленную названным Федеральным законом систему правоотношений, связанных с получением денежных средств и иного имущества от иностранных источников, имеет своим предназначением их идентификацию в качестве специфического субъекта политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и не означает указания на исходящую от данных организаций угрозу тем или иным государственным и общественным институтам, даже если они действуют по поручению и (или) в интересах соответствующих иностранных источников, а потому любые попытки обнаружить в словосочетании "иностранный агент", опираясь на сложившиеся в советский период и, по существу, утратившие свое значение в современных реалиях стереотипы, отрицательные контексты лишены каких-либо конституционно-правовых оснований.
В условиях, когда Российская Федерация, как это прямо следует из преамбулы Конституции Российской Федерации, не мыслит себя вне мирового сообщества, получение российскими некоммерческими организациями, принимающими участие в политической деятельности, иностранного финансирования - по смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2010 года N 14-П, - само по себе не может ставить под сомнение лояльность таких организаций по отношению к своему государству. Иное не только было бы несовместимо с конституционной необходимостью обеспечения взаимного доверия и уважения граждан (их объединений) и государства, но и противоречило бы статье 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации, возлагающей на государство обязанность охранять достоинство личности и не допускать его умаления. Соответственно, законодательная конструкция некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не предполагает негативной оценки такой организации со стороны государства, не рассчитана на формирование отрицательного отношения к осуществляемой ею политической деятельности и тем самым не может восприниматься как проявление недоверия или желания дискредитировать такую некоммерческую организацию и (или) цели ее деятельности.
Возложение на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории Российской Федерации, обязанности в уведомительном порядке заявить о себе в качестве некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по смыслу статей 2, 18, 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными целями и ценностями, поскольку оно направлено на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц об участии иностранных субъектов (государств, организаций или индивидов) в денежной и (или) иной материальной поддержке некоммерческих организаций, принимающих участие в политической деятельности, имеющей целью оказание воздействия на содержание решений органов государственной власти и проводимую ими государственную политику, а также на формирование соответствующего общественного мнения.
Учитывая, что получение некоммерческими организациями денежных средств и иного имущества от иностранных источников не исключает возможности их использования для оказания влияния на государственные органы Российской Федерации в интересах таких источников, законодательное выделение некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, согласуется также с положениями Конституции Российской Федерации о суверенной государственности России и о признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа (преамбула; статья 3, часть 1).
Подтверждением наличия намерений участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации могут быть учредительные, программные и иные официальные документы некоммерческой организации, публичные выступления ее руководителей (должностных лиц), содержащие призывы к принятию, изменению или отмене тех или иных государственных решений, уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования, направленные данной некоммерческой организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, подготовка и выдвижение законодательных инициатив, а также другие проявления социальной активности, объективно свидетельствующие о ее желании заниматься организацией и проведением политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику.
Как вытекает из содержания взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемое распоряжение Минюста России основано на законе. Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности" получала финансовую поддержку от иностранных источников и причастна к осуществлению политической деятельности.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Согласно п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.
Указанный Порядок утвержден Приказом Минюста РФ от 30 ноября 2012 г. N 223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 ноября 2012 г.; регистрационный N 25980).
Согласно п. 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Министерство).
Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (пп. "а" п. 6, п. 9, п. 11, п. 12 Порядка).
Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (абз. 3 п. 10 Порядка).
Вместе с тем при невыполнении некоммерческой организации обязанности подать такое заявление, включение ее в реестр возможно по инициативе Министерства юстиции РФ.
В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
В этом случае уведомление о включении некоммерческой организации в реестр направляется Министерством некоммерческой организации не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения (п. 19 Порядка).
Сведения о некоммерческих организациях, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем через три рабочих дня со дня внесения сведений в реестр на электронных носителях (п. 21 Порядка).
Таким образом, Министерство юстиции РФ вправе было решать вопрос о включении административного истца в реестр в отсутствие заявления, поскольку имелись достаточные данные, свидетельствующие об осуществлении им деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
Частью 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Суд первой инстанции, установив, что Министерством юстиции РФ представлены доказательства, подтверждающие право на принятие оспариваемого решения, соблюдение порядка его принятия и информирования Автономной некоммерческой организации информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности" не осуществляла политическую деятельность, не могут влечь отмену состоявшегося решения, поскольку противоречат установленным обстоятельствам дела и требованиям закона.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 05 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", без удовлетворения.
Решение суда и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.