Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Ставича В.В., Тиханской А.В., при секретаре Агаевой Г.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика "Фонда разработки, накопления и внедрения концептуальных технологий для устойчивого развития и самоуправления" на решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2019 года, которым постановлено:
"Ликвидировать "Фонд разработки, накопления и внедрения концептуальных технологий для устойчивого развития и самоуправления" (ОГРН...) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц", УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве обратилось в суд с административным иском к некоммерческой организации "Фонд разработки, накопления и внедрения концептуальных технологий для устойчивого развития и самоуправления" о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя свои требования тем, что в деятельности административного ответчика выявлены неоднократные грубые нарушения законодательства Российской Федерации, о наличии которых и сроке их устранения в адрес ответчика направлялось письменное предупреждение, однако информация об устранении допущенных нарушений административным ответчиком, не поступила.
Представитель административного истца в суд первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом. Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, извещался в установленном законом порядке.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель "Фонд разработки, накопления и внедрения концептуальных технологий для устойчивого развития и самоуправления".
В заседание судебной коллегии административный истец не явился, извещался надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика - Косарева В.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2019 года отмене, либо изменению не подлежит.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Судом при рассмотрении дела установлено, что "Фонд разработки, накопления и внедрения концептуальных технологий для устойчивого развития и самоуправления" зарегистрирован.., о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц N...
Запись о Фонде внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве N
... в адрес Главного управления Минюста по г. Москве поступило письмо из Управления ФСБ России по Алтайскому краю (вх. N9400), в котором сообщено об осуществлении представительством Фонда разработки, накопления и внедрения концептуальных технологий для устойчивого развития и самоуправления на территории Алтайского края деятельности, с нарушением действующего законодательства.
Так, в нарушение п. 7 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", обязывающего некоммерческие организации информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пп. "н" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений, организация не представила в Главное управление сведения о работе представительств в других регионах Российской Федерации и изменениях в учредительных документах.
По итогам проведенной проверки Управлением Минюста России по г. Москве в адрес Фонда направлены письменные предупреждения от 08.12.2017 N 77/03-61410 с указанием срока устранения нарушений до 19.01.2018 и от 06.03.2018 N 77/03-10487 со сроком устранения нарушений до 11.04.2018.
По истечении срока, установленного в письменных предупреждениях, ответчик необходимые сведения истцу не представил. До настоящего времени вышеуказанные нарушения ответчиком не устранены.
Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд исходил из того, что установленные выше нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика последним не опровергнуты и дают правовые основания для его ликвидации.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Главное управление Министерства юстиции РФ по г. Москве является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Статьей 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Между тем в нарушение требований, вышеупомянутого закона административный ответчик не представлял в ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве указанную выше информацию, данных об изменении учредительных документов не представил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административному ответчику не было известно о работе представительства в Алтайском крае, не могут влечь отмену состоявшегося решения, так как указанные обстоятельства противоречат установленным обстоятельствам дела.
Согласно материалам дела административному ответчику своевременно было направлено предупреждение об устранении нарушений в части исполнения законодательства, которое было проигнорировано.
Доводы апелляционной жалобы о том, что организация не была надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, не могут влечь отмену состоявшегося решения, так как указанные обстоятельства противоречат установленным обстоятельствам дела и не могут являться основанием для игнорирования организацией требований закона столь продолжительный период времени.
При этом судебная коллегия отмечает, что в силу ст. ст. 1, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации именно по месту своего нахождения юридическое лицо обязано обеспечить возможность сообщения с ним, возможность получения адресованных ему юридически значимых сообщений, а также несет риск непринятия необходимой степени заботливости, исключающей возможность неполучения адресованной ему корреспонденции.
Согласно материалам дела административному ответчику своевременно было направлено уведомление, которое возвращено за истечением срока хранения, таким образом, судом была в полной мере выполнена обязанность по извещению участников судебного разбирательства о месте и времени судебного заседания.
Таким образом, нарушения или неправильного применения закона судом при рассмотрении настоящего дела не допущено. Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу "Фонда разработки, накопления и внедрения концептуальных технологий для устойчивого развития и самоуправления" без удовлетворения.
Решение суда и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.