Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи В.В. Ставича, судей А.В. Тиханской, Р.Б. Михайловой, при секретаре Т.В. Черевичной, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе И.И. Сергеева на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 6 мая 2020 года по административному исковому заявлению И.И. Сергеева к Департаменту городского имущества г. Москве (далее - ДГИ, Департамент) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения прав, УСТАНОВИЛА:
И.И. Сергеев обратился в суд с административным исковым заявлением к ДГИ, оспаривая бездействие при оказании государственной услуги по формированию земельного участка, предназначенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г*.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 6 мая 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения, утверждая о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом нарушены нормы материального права.
В заседании судебной коллегии И.И. Сергеев доводы апелляционной жалобы поддержал.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
И.И. Сергеев, которому на праве собственности принадлежит квартира 16 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. *** обратился 25 сентября 2019 г. обратился в ДГИ, по вопросу оказания государственной услуги по формированию земельного участка, предназначенного для эксплуатации многоквартирного дома.
Указанное заявление рассмотрено Департаментом и 16 октября 2019 года был дан ответ исх. N ДГИ-гр-39365/19-1, в соответствии с которым до сведения заявителя доведена информация о том, что сроки проведения кадастровых работ будут размещены на официальном сайте ДГИ (л.д. 10).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что незаконного бездействия при рассмотрении обращения гражданина не было допущено.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку вопрос предметом судебной проверки по настоящему делу являются действия административного ответчика, связанные с рассмотрением обращений И.И. Сергеева, по поводу оказания государственной услуги по формированию земельного участка.
Из предоставленного в материалы дела ответа ДГИ не следует, что указанным органом оспаривался статус данного строения, как многоквартирного жилого дома. В то же время вопрос о формировании земельного участка и определении его границ, также не был предметно рассмотрен.
В этой связи судебная коллегия учитывает следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установилв ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ), а в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Из частей 2 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении от 28 мая 2010 г. N12-П формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, следовательно, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, находится в собственности города Москвы.
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
Утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 9 статьи 63 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса города Москвы, утвержденного Законом города Москвы от 25 июня 2008 г. N28, основанием для разработки проектов межевания территории являются правовые акты Правительства Москвы или уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Следовательно, именно на Департаменте лежит обязанность принять решение по оказанию испрашиваемой государственной услуги по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец И.И. Сергеев доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного решения, которое подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований и возложении на ДГИ обязанности рассмотреть заявление И.И. Сергеева от 25 сентября 2019 года.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 6 мая 2020 года отменить и вынести по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие Департамента городского имущества г. Москве по ненадлежащему рассмотрению заявления И.И. Сергеева от 25 сентября 2019 года об оказании государственной услуги по формированию земельного участка, предназначенного для эксплуатации многоквартирного дома.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы рассмотреть по существу заявление И.И. Сергеева от 25 сентября 2019 года об оказании государственной услуги по формированию земельного участка, предназначенного для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: *** и принять решение в соответствии с законом.
Взыскать с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу И.И. Сергеева расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.