Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ООО "ФОРМУЛА-СПА" фио на постановление N 9/02-1879 врио начальника отдела по вопросам миграции УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве от 18.02.2020 и решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 14.07.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ в отношении ООО "ФОРМУЛА-СПА", УСТАНОВИЛ:
28.11.2019 сотрудниками ОМК ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России была проведена проверка соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, осуществления трудовой деятельности иностранными работниками по адресу: адрес.
18.12.2019 старшим инспектором ОМК ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве в отношении ООО "ФОРМУЛА-СПА" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Постановлением N 9/02-1879 врио начальника отдела по вопросам миграции УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве от 18.02.2020 ООО "ФОРМУЛА-СПА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Решением судьи Пресненского районного суда города Москвы от 14.07.2020 указанное постановление врио начальника отдела по вопросам миграции УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "ФОРМУЛА-СПА" фио выражает несогласие с принятыми постановлением и решением, просит их отменить, производство по административному делу прекратить. В обоснование доводов ссылается на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Законный представитель ООО "ФОРМУЛА-СПА" надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил защитника фио, которая доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника фио, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Административная ответственность по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, предусмотрена за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Административная ответственность по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ наступает за нарушения, предусмотренные частями 1-3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
В соответствии с п.8 ст.13 Федерального закона РФ от 25.07.2002 N 115 "О правовом положении иностранных граждан в РФ", (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Как следует из представленных материалов и установлено судьей районного суда, 28.11.2019 по адресу: адрес, ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по городу Москве выявлен факт трудоустройства с 28.11.2019 гражданки адрес Кызжибек в качестве уборщицы СПА-салона в ООО "ФОРМУЛА-СПА".
В ходе проведения проверки должностными лицами ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по городу Москве установлено также, что на период 00 час. 01 мин. 04.12.2019 ООО "ФОРМУЛА-СПА", юридический адрес: адрес, пом. I, комн. 6, в нарушение требований п. 8 ст.13 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 года N 115 "О правовом положении иностранных граждан в РФ", не уведомило о заключении трудового договора с Маматалиевой Кызжибек территориальный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о привлечении к трудовой деятельности в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового договора. Указанные действия ООО "ФОРМУЛА-СПА" квалифицированы по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы факт совершения административного правонарушения и вина ООО "ФОРМУЛА-СПА" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: распоряжением о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан от 28.11.2019 N359; протоколом осмотра территории от 28.11.2019; письменными объяснениями Маматалиевой Кызжибек; фототаблицей; миграционной картой; данными АС ЦБДУИГ; договором аренды нежилого помещения N001/07/19 от 01.07.2019; дополнительным соглашением N1 от 14.07.2019; актом проверки от 04.12.2019; определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.12.2019; письменными объяснениями фио; договором N8472 от 05.02.2019 с приложениями; договором N8475 от 03.06.2019 с приложениями; счетами на оплату; квитанциями об оплате; договором аренды рабочего места от 03.06.2019; выпиской из ЕГРЮЛ; рапортом инспектора ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве; протоколом об административном правонарушении от 18.12.2019.
Представленные доказательства оценены должностным лицом административного органа и судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ обоснованно признаны допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен в отношении ООО "ФОРМУЛА-СПА" уполномоченным должностным лицом старшим инспектором ОМК ОВМ УВД СВАО ГУ МВД РФ по г. Москве майором Фабрикантовым и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан в качестве допустимого доказательства по делу.
Выводы о виновности ООО "ФОРМУЛА-СПА" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку осуществление фио трудовой деятельности в качестве уборщицы в интересах ООО "ФОРМУЛА-СПА" началось с 28.11.2019, у ООО "ФОРМУЛА-СПА" имелась прямая обязанность уведомить миграционный орган о заключении с ней трудового договора, но поскольку организацией этого сделано не было, ее действия подлежат квалификации по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ООО "ФОРМУЛА-СПА" имелась возможность для соблюдения миграционного законодательства, за нарушение которого ч.4 ст.18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу положений ст. 11 ТК РФ, на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Статьей 16 ТК РФ определено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
По смыслу ч.2 ст.67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Исходя из изложенного, наличие оформленного трудового либо гражданско-правового договора не является необходимым элементом объективной стороны вмененного юридическому лицу административного правонарушения, так как доказыванию в данном случае подлежит фактический допуск ООО "ФОРМУЛА-СПА" конкретного иностранного гражданина к выполнению каких-либо работ в интересах данного юридического лица и не направление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации в течение трех рабочих дней с момента его допуска к работе уведомления о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового
Выводы должностного лица административного органа и судьи о виновности ООО "ФОРМУЛА-СПА" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным при производстве по делу. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Доводы заявителя, сводящиеся к тому, что иностранная гражданка осуществляла трудовую деятельность в наименование организации, с которым у ООО "ФОРМУЛА-СПА" существовали гражданско-правовые отношения и которое фактически привлекло иностранных работников, подлежат отклонению, т.к. были предметом оценки судьи районного суда, не согласиться с которой у суда при рассмотрении жалобы оснований не имеется.
При изучении сведений в отношении наименование организации, находящихся в базе ФНС России установлено, что деятельность, связанную с оказанием медицинских или иных бытовых услуг наименование организации, согласно ЕГРЮЛ, не ведет. Кроме того, наименование организации исключено из ЕГРЮЛ 27.04.2020 как недействующая организация. В этой связи представленные заявителем документы - договор аренды рабочего места от 03.06.2019 счета на оплату, квитанции к приходно-кассовому ордеру, не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств по делу, так как объективных данных о том, что наименование организации осуществляло деятельность в помещении по адресу: адрес деле не имеется.
Факт привлечения иностранной гражданки к трудовой деятельности ООО "ФОРМУЛА-СПА" подтверждается имеющимися в деле доказательствами, исследованными судом, в т.ч. протоколом осмотра территории от 28.11.2019; актом проверки соблюдения условия привлечения и использования иностранных работников от 04.12.2019, рапортом должностного лица миграционного органа, согласно которому в ходе проверки установлен факт привлечения к осуществлению трудовой деятельности ООО "ФОРМУЛА-СПА" гражданки фио, фотоматериалом. Кроме того, в своих письменных объяснениях фио, которой были разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ и ст.25.1 КоАП РФ, указала, что осуществляла трудовую деятельность в ООО "ФОРМУЛА-СПА". Оснований полагать показания фио недостоверными у суда второй инстанции не имеется.
Довод жалобы о том, административным органом при рассмотрении дела нарушено право заявителя на объективность и беспристрастность судебного разбирательства, что выразилось в отказе в допросе свидетелей, не может являться основанием для отмены состоявшихся постановления и решения, поскольку по смыслу ст. 24.4 КоАП РФ должностное лицо административного органа и судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства (в зависимости от конкретных обстоятельств дела). Требования ст. 24.4 КоАП РФ врио начальника отдела по вопросам миграции УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве выполнены, свои выводы об отказе в удовлетворении ходатайств он мотивировал в определении от 18.02.2020, обоснованно признав совокупность имеющихся доказательств достаточной для проверки законности и обоснованности обжалуемого постановления и доводов жалобы. Обстоятельства, которые могли бы поставить под сомнение данные выводы, отсутствуют.
По существу в жалобе защитника ООО "ФОРМУЛА-СПА" фио не содержится каких-либо новых данных, не учтенных должностным лицом административного органа и судьей при рассмотрении дела. Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности должностного лица в совершении вмененного правонарушения.
Постановление о привлечении к административной ответственности ООО "ФОРМУЛА-СПА" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.18.15 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ, с учетом факта совершения юридическим лицом административного правонарушения, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения общества, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения, назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Бремя доказывания по делу судьей районного суда распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Порядок и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда, по настоящему делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление N 9/02-1879 врио начальника отдела по вопросам миграции УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве от 18.02.2020 и решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 14.07.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ в отношении ООО "ФОРМУЛА-СПА" оставить без изменения, жалобу защитника фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.