Судья Московского городского суда Буренина О.Н., с участием помощника 231 военной прокуратуры гарнизона Жовнирук С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Минчук Н.В., поданную на решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 19 мая 2020 года и постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 19 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 19 ноября 2019 года Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее также ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 19 мая 2020 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Минчук Н.В. без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Минчук Н.В. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе на то, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не является собственником общежития по адресу: ***, в связи с чем не имеет обязательств в силу ст. 210 ГК РФ по проведению капитального ремонта; являясь управляющей организацией ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ обязано выполнять работы по обслуживанию здания, производству текущего ремонта с установленной Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 периодичностью, осуществлению подачи коммунальных ресурсов на данный объект; суровость назначенного наказания.
Законный представитель ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в судебное заседание не явился.
Защитник Минчук Н.В. в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Минчук Н.В, помощника прокурора Жовнирук С.Р, полагавшего постановление должностного лица и решение судьи законными и обоснованными, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Как следует из материалов дела *** года 231 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка соблюдения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, по результатам которой установлено, что многоквартирный дом, относящийся к специализированному жилому фонду (общежитие), расположенный по адресу: ***, находящийся в управлении филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по г. Москве и Московской области, находится в неудовлетворительном техническом состоянии, что может привести к причинению ущерба имущества граждан, нанесению вреда жизни и здоровью, а именно выявлено:
- лестничные клетки основного и запасного входа общежития находятся в неудовлетворительном состоянии, герметизация межпанельных швов отсутствует, стены общежития имеют отслоение штукатурного слоя, пол во всех местах общежития находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены, дверные и оконные проемы в общежитии имеют деформацию и расслоение, внутриподъездная отделка жилых проходов всего общежития требует лакокрасочного покрытия.
Указанные обстоятельства послужили основанием заместителю военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона для вынесения постановления о возбуждении в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, на основании которого заместителем начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы вынесено постановление о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; предписанием на выполнение служебного задания; актом осмотра помещения; дефектным актом; письменными объяснениями Т.В.В.; договором управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации с приложением к нему; иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Приведенный в жалобе довод о том, что бремя содержания имущества, а в данном случае общежития по вышеуказанному адресу, должен нести собственник - ФГКУ "ЦТУИО", нельзя признать состоятельным.
Как следует из материалов дела *** г. между Министерством обороны РФ, являющимся собственником жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, и ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, согласно которому ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (Управляющая компания) взяло на себя обязанность выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и др. (л.д. **).
Согласно Приложению 1 к указанному договору, расположенное по адресу: *** общежитие входит в перечень названого выше жилищного фонда.
Учитывая, что собственником жилищного фонда является Министерство обороны РФ, данное общежитие, которое предоставляется военнослужащим на период прохождения ими военной службы, что не оспаривалось защитником в судебном заседании, является многоквартирным домом, относящимся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В статье 162 ЖК установлено, что управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, помимо прочего, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, управляющая организация при осуществлении своей функции по управлению многоквартирным домом обязана оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, своевременно принимать меры для устранения выявленных нарушений по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания (далее Минимальный перечень).
Пунктами 11, 12, 13 Минимального перечня предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений; работы, выполняемые в целях надлежащего содержания полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ; работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В абз. 1 п. 3.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 закреплено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать содержание лестничных клеток, которое включает в себя техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования).
С учетом вышеизложенного обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома возложена на управляющую организацию.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Аналогичная обязанность предусмотрена п. 42 Правил, согласно которым управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В данном случае материалами дела нашло свое объективное подтверждение ненадлежащее исполнение ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ своих обязанностей как управляющей компании по содержанию и ремонту общего имущества общежития, расположенного по адресу: ***. Следовательно, именно ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ несет предусмотренную ст. 7.22 КоАП РФ ответственность за данное нарушение.
Иные доводы настоящей жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и не ставят под сомнение наличие в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Назначенное ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ административное наказание в виде минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 7.22 КоАП РФ, отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и является справедливым. Оснований для признания его чрезмерно суровым, в том числе по приведенным в жалобе доводам, не имеется.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление должностного лица, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 19 мая 2020 года и постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 19 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу защитника Минчук Н.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.