Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам Рыбалко А.С. и защитника ФИО на постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 30 июля 2020 года, которым Рыбалко А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, УСТАНОВИЛ:
21 июня 2020 года старшим инспектором ГИАЗ ОМВД России по району Измайлово г. Москвы ФИО, в отношении Рыбалко А.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Измайловский районный суд г. Москвы, судьей которого 30 июля 2020 года вынесено указанное выше постановление.
В жалобах, поданных Рыбалко А.С. и его защитником ФИО ставится вопрос об отмене названного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о назначении административного наказания.
В судебном заседании Рыбалко А.С. пояснил, что не участвовал в публичном мероприятии, 15 июля 2020 года находился по адресу: г. Москва, ул. Петровка, д. 27 со своей девушкой, прогуливались по центру Москвы. Дойдя до Пушкинской площади, увидел пикетчиков с плакатами, которые привлекли его внимание. Вдруг толпа стремительно направилась в его сторону, в связи с чем, он и его девушка оказали окружены толпой, из которой не смогли выбраться, так как это было опасно для жизни и здоровья двигаться против потока людей. Спустя несколько минут нахождения в толпе он услышал в "Мегафон" объявление сотрудников полиции о том, чтобы граждане покинули участок местности, не мешали проходу граждан, однако он не смог выбраться из толпы, после чего его задержали сотрудники полиции, а также задержали его девушку. Обращает внимание суда на то, что не был участником митинга, а был прохожим, который оказался в толпе митингующих.
Защитник ФИО поддержала позицию Рыбалко А.С, а также доводы жалобы, пояснил, что оснований для задержания Рыбалко А.С. не было. В деле отсутствуют доказательства вины Рыбалко А.С. в совершении административного правонарушения.
Проверив дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается у частие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
В ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (п. 3 ч. 2 названного Закона).
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (п. 5 ч. 2 названного Закона).
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 04 апреля 2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Как следует из материалов дела, установлено судьей районного суда 15 июля 2020 года в период времени с 19 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. в центральной части города Москвы по улицам: Пушкинская площадь, Страстной бульвар, Крапивинский переулок, улица Петровка состоялось публичное мероприятие в форме митинга и шествия, несогласованного с органами исполнительной власти города Москвы, с количеством участников около 5000 человек, одним из участников которого являлся гражданин Рыбалко А.С..
Проведение в центральной части города Москвы 15 июля 2020 года публичных массовых акций (митингов, шествий и т.д.) Правительством города Москвы не согласовывалось.
Вместе с тем, 15 июля 2020 года в 22 час. 00 мин, Рыбалко А.С, находясь по адресу: г. Москва, ул. Петровка, д. 27, являясь участником публичного мероприятия в форме митинга и шествия, несогласованного с органами исполнительной власти города Москвы, в составе группы граждан примерно 500 человек, выкрикивал лозунги тематического содержания, при этом перемещался по пешеходному тротуару и проезжей части центральных улиц Москвы (Пушкинская площадь, Страстной бульвар, Крапивинский переулок, улица Петровка), создавая помехи движению пешеходов и транспорта. На неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои действия не реагировал, тем самым нарушил требования Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Указанные действия Рыбалко А.С. судьей квалифицированы по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Рыбалко А.С. подтверждаются: рапортом и письменными объяснениями полицейских ФИО ; протоколом старшего инспектора ГИАЗ ОМВД России по району Измайлово г. Москвы ФИО об административном правонарушении ВАО N 0644688 от 21 июля 2020 года, где подробно изложено событие административного правонарушение, указаны нормы Законов, нарушение которых вменяется заявителю, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в его отсутствии при надлежащем извещении, копия протокола для сведения ему направлена, о чем имеются почтовые уведомления (идентификаторы), все существенные данные, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит; ответом первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы Олейник В.В. от 03 июля 2020 года N 21-11-236/20 об отказе в согласовании 15 июля 2020 года с 18 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. на Пушкинской площади митинга с количеством участников до 5000 человек в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, в целях предотвращения распространения на территории города Москвы коронавируса и иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Рыбалко А.С. в нарушении требований Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Рыбалко А.С. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку в нарушение требований закона Рыбалко А.С. 15 июля 2020 года принял участие в митинге и шествия, что повлекло создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, движению пешеходов. Действия Рыбалко А.С. как участника не согласованного с органами исполнительной власти публичного мероприятия, нарушившего установленный порядок его проведения, правильно квалифицированы по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Учитывая, что совокупность представленных в материалы дела и исследованных судом доказательств является достаточной для квалификации действий заявителя по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, представленными в дело материалами возможно установить обстоятельства совершения правонарушения, инкриминируемого заявителю, КоАП РФ не предусмотрен конкретный перечень доказательств по каждой категории дел, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, отсутствие видео- и фотоматериалов, не влекут неполноту, не всесторонность и необъективность рассмотрения настоящего дела.
Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Вывод о наличии в действиях Рыбалко А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Рыбалко А.С. в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Участие Рыбалко А.С. в несогласованном публичном мероприятии, в ходе которого были созданы помехи гражданам к транспортной инфраструктуре, прямо следует из рапортов и письменных объяснений полицейских ФИО.
Рапорты сотрудников полиции ФИО о выявленном административном правонарушении содержат необходимые сведения, указывающие как на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных лиц, составивших рапорта, материалы дела не содержат, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Рыбалко А.С. административного правонарушения.
При даче письменных объяснений сотрудники полиции ФИО были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, им также разъяснения права, установленные ст. 25.6 КоАП РФ.
Не доверять перечисленным выше доказательствам оснований не имеется, поскольку изложенные в рапортах и письменных объяснениях должностных лиц полиции обстоятельства согласуются с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что судом первой инстанции не дана оценка обстоятельствам применения к Рыбалко А.С. сотрудниками полиции мер обеспечения производства в виде задержания и доставления, несоразмерности применения данных мер обеспечения производства по делу, не может быть принят во внимание.
Частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ, закреплено, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также приводящей перечень таких мер, в частности административное задержание и административное доставление.
В статьях 27.2, 27.3 КоАП РФ, определены понятия "административное доставление", "административное задержание", а также указываются случаи применения данных мер, в соответствии с которыми уполномоченные должностные лица, вправе осуществлять административное задержание и доставление при выявлении административных правонарушений.
Согласно части 3 статьи 27.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Как разъяснено в п остановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут быть оспорены лицом, к которому применены такие меры, законным представителем этого лица либо прокурором в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 КАС РФ.
Вместе с тем, с жалобой на действия сотрудников полиции, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, заявитель в установленном законом порядке до настоящего времени не обращался.
В свою очередь, действия сотрудников полиции по прекращению данного публичного мероприятия были основаны на законодательстве Российской Федерации, с учетом того, что данный митинг проходили в центральной части города, в месте расположения значимого объекта и нахождения значительного скопления людей, были обусловлены соображениями национальной безопасности и необходимостью защиты прав иных лиц, в том числе, права граждан на свободу передвижения, при этом, высказывания участников митинга могли создать серьезную напряженность и привести к беспорядкам.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что применение к Рыбалко А.С. указанных обеспечительных мер в виде административного задержания и доставления, не противоречит требованиям КоАП РФ и было законно выполнено сотрудниками полиции.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей назначено Рыбалко А.С. с учетом вышеизложенных требований действующего законодательства. При назначении наказания судья районного суда учел данные о личности Рыбалко А.С, а также характер совершенного им административного правонарушения.
Постановление вынесено в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, а также нарушение положений Конституции РФ, Конвенции о защите прав и основных свобод, по делу не имеется, оно является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Измайловского районного суда Москвы от 30 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рыбалко А.С. оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.