Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Широковой Е.А, Зеленского А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Давыдовой Светланы Вячеславовны, Каретникова Алексея Вячеславовича на решение Северодвинского районного суда Архангельской области от 30 июля 2019 года (дело 2а-1073/2019) апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 29 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Давыдовой Светланы Вячеславовны, Каретникова Алексея Вячеславовича к Администрации Северодвинска о признании незаконными бездействия, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории МО "Северодвинск", включении в списки граждан на получение финансовой помощи
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Давыдова С.В, Каретников А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Северодвинск" (далее - Администрация Северодвинска) о признавши незаконным бездействия, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории МО "Северодвинск", включении в списки граждан на получение финансовой помощи, взыскании материального ущерба.
В обоснование требований указали, что 22.08.2018 в результате падения деревьев были повреждены находящиеся в их собственности транспортные средства. 21.09.2018 они обратились к административному ответчику с заявлениями о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении их в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и возмещении причиненного ущерба. Однако до настоящего времени ответа на свои заявления не получили. Просят суд признать незаконным бездействие Администрации МО "Северодвинск", выразившееся в нарушении порядка рассмотрения письменных обращений граждан, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории МО "Северодвинск", включить в списки граждан на получение финансовой помощи.
Решением Северодвинского районного суда Архангельской области от 30 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 29 ноября 2019 года в удовлетворении иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления Давыдова С.В, Каретников А.В. подали кассационную жалобу. В жалобе ставится вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении иска в связи с нарушением судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств по настоящему делу не установлено.
Судом установлено, что 24.09.2018 Давыдова С.В. и Каретников А.В. обратились к Главе МО "Северодвинск" с заявлениями о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории г. Северодвинска 22.08.2018, включении в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N110, и выплате необходимых компенсаций за причиненный ущерб.
Из существа заявлений усматривается, что 22.08.2018 в результате усиления ветра на территории г. Северодвинска произошло падение деревьев на принадлежащие заявителям транспортные средства, чем причинен материальный ущерб.
К данным заявлениям приложены копии актов технического осмотра транспортных средств и экспертные заключения о стоимости восстановительного ремонта.
Ответами за подписью заместителя Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству Лобачева О.Н. от 23.10.2018 NК-1431/1(на заявление Каретникова А.В.) и от 23.10.2018 NД-1432/1 (на заявление Давыдовой С.В.) в удовлетворении заявлений отказано, поскольку транспортные средства не относятся к имуществу первой необходимости, оснований для выплаты компенсации, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N110, не имеется.
Ссылаясь на неполучение ответа на указанные заявлении, Давыдова С.В. и Каретников А.В. обратились в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответы на заявления административных истцов даны в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", компетентным должностным лицом, права истцов не нарушены.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам правильно согласилась с ним исходя из следующего.
Установлено, что постановлением Главы Северодвинска от 22.08.2018 N33 в связи с возникновением неблагоприятных гидрометеорологических явлений с 17 часов 00 минут 22.08.2018 на территории МО "Северодвинск" введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляющих свою деятельность на территории МО "Северодвинск". С 20 часов 00 минут 24.08.2018 постановлением Главы Северодвинска от 24.08.2018 N34 установлен режим повседневной деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).
Подпунктом "м" ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
Согласно пп. "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которых; указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Исходя из положений пп. "г", "д" п. 2 указанных Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе для оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N180-пп утвержден Порядок использования средств областного бюджета, зарезервированных на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Архангельской области (далее - Порядок).
В силу п. 2 Порядка использование зарезервированных средств осуществляется, в том числе на оказание пострадавшим гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - не более 15 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - не более 30 тыс. рублей на человека.
Согласно п. 1(1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий понятие "имущество первой необходимости" определяется как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (п. 2(2) Правил).
При этом вышеуказанными Правилами предусмотрено, что граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, обращаются к главе местной администрации с заявлением о включении их в список на оказание единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости по форме, предусмотренной Приложением N9 к Правилам.
Таким образом, возмещение ущерба от чрезвычайного происшествия производится при полной или частичной утрате имущества первой необходимости, а также обращения лиц, пострадавших от такого происшествия, с соответствующим заявлением в компетентные органы.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении требований о признании истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
Поскольку истцы с заявлением, предусмотренным Приложением N9 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ N110 от 15.02.2004, не обращались, из их заявлений усматривается, что повреждены транспортные средства, не относящиеся к имуществу первой необходимости, ответы были даны в соответствии с нормами Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы о том, что на их заявления даны ответы некомпетентным должностным лицом с нарушением порядка, правильно отвергнуты судом апелляционной инстанции.
Установлено, что Главой местной администрации поручено дать ответы заместителю Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству Лобачеву О.Н, которым они даны в сроки и в порядке, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Факт направления ответов в адрес истцов простой почтовой корреспонденцией подтверждается материалами дела. Неполучение истцами ответов не свидетельствует о незаконном бездействии должностного лица.
Кроме того, при рассмотрении искового заявления содержание ответов истцам стало известно, ответы получены, что исключает необходимость восстановления их прав путем возложения обязанности на должностное лицо дать мотивированный ответ.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что оспариваемые действия заместителя Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству Лобачева О.Н. не нарушают охраняемых законом интересов административных истцов, поскольку Давыдова С.В. и Каретников А.В. не имеют права на включение в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества. При таких обстоятельствах этого основания достаточно для отказа в удовлетворении административного искового заявления. Выяснения иных обстоятельств суду первой инстанции не требовалось.
Основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северодвинского районного суда Архангельской области от 30 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 29 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Давыдовой Светланы Вячеславовны, Каретникова Алексея Вячеславовича к Администрации Северодвинска о признании незаконными бездействия, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории МО "Северодвинск", включении в списки граждан на получение финансовой помощи оставить без изменения, кассационную жалобу Давыдовой Светланы Вячеславовны, Каретникова Алексея Вячеславовича - без удовлетворения.
Решение Северодвинского районного суда Архангельской области от 30 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 29 ноября 2019 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.