Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Карелия на решение Костомушского городского суда Республики Карелия от 23 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 21 февраля 2020 года по административному делу N 2а-581/2019 по административному исковому заявлению Федорова А. В. к ОМВД России по г. Костомукше об оспаривании действий
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федоров А.В. с учетом уточнения требований обратился с административным иском по тем основаниям, что в период его пребывания в ИВС ОМВД России по г.Костомукше с 10.05.2019 по 19.05.2019 и с 28.06.2019 по 10.07.2019 административный ответчик допустил нарушения правил содержания: несвоевременно производил замену постельного белья; состояние сантехнического оборудования было ненадлежащим; отсутствовал бак для питьевой воды; ненадлежащим образом была оказана медицинская помощь; Федоров А.В. был незаконно привлечен к мытью посуды.
Решением Костомушского городского суда Республики Карелия от 23 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 21 февраля 2020 года суда административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия ОМВД России по г. Костомукше в части неосуществления еженедельной смены постельного белья, предусмотренной пунктом 47 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, ОМВД России по г.Костомукше обязано устранить нарушение. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные акты Министерство внутренних дел по Республике Карелия подало кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. Ссылается на нарушение судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как следует из материалов дела, Федоров А.В. в периоды с 10.05.2019 по 19.05.2019 и с 28.06.2019 по 10.07.2019 содержался в ИВС ОМВД России по г.Костомукше (далее - ИВС).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что по прибытии в ИВС в каждый из указанных периодов времени Федорову А.В. выдавался один комплект постельного белья на период пребывания в ИВС, превышающий одну неделю.
06.08.2019 г. Федоров А.В. обратился с административным иском в суд.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел являются местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Согласно статье 4 Федерального закона N 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Статья 23 Федерального закона N 103-ФЗ предусматривает, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы.
В соответствии с пунктом 47 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконными действий ОМВД России по г. Костомукше, выразившихся в несоблюдении сроков смены использованного постельного белья на чистое, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства относительно порядка и сроков выдачи постельного белья, поскольку Федорову А.В. на период пребывания в ИВС, превышающий одну неделю, выдавалась лишь одна смена постельного белья.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия правильно согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что неосуществление смены постельного белья еженедельно нарушало права административного истца на материально-бытовое обеспечение и соблюдение санитарных условий и гигиены.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека государство должно гарантировать, что лицо содержится под стражей в условиях, совместимых с его человеческим достоинством, и что метод и способы исполнения меры лишения свободы не подвергают лицо страданиям и тяготам такой степени, что они превышают неизбежную степень страданий, присущих содержанию под стражей, и что охрана здоровья и благополучия лица надлежащим образом обеспечивается.
Доводы апелляционных жалоб о компенсации Федорову А.В. нарушенного права на смену постельного белья дополнительным принятием душа не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку доказательств реального предоставления Федорову А.В. возможности дополнительного принятия душа материалами дела не подтверждается.
При этом судебная коллегия учитывает, что согласно правилам 19 и 20 Рекомендаций Rec(2006)2 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о правилах содержания заключенных в Европе от 11.01.2006 (на применение которых указано в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" заключенные должны иметь беспрепятственный доступ к санитарным устройствам, отвечающим требованиям гигиены и позволяющим уединение. Ванных и душевых должно быть достаточно для того, чтобы каждый заключенный мог пользоваться ими при температуре, соответствующей климату, по возможности ежедневно, но не менее двух раз в неделю или чаще, если это необходимо для поддержания гигиены.
Каждый заключенный обеспечивается отдельной кроватью и индивидуальными постельными принадлежностями, которые содержатся в надлежащем порядке и в хорошем состоянии и обновляются так часто, как это необходимо для поддержания их чистоты.
Судебная коллегия полагает, что увеличение количества помывок в душе (не гарантированное административным ответчиком, который указывает на дополнительный прием душа лишь при наличии такой возможности) не заменяет собой необходимость еженедельной смены постельного белья.
Поскольку неосуществление смены постельного белья еженедельно является существенным отклонением от требований, установленных законом, постольку указанное отклонение является нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и правомерно признано судом незаконным.
В кассационной жалобе Министерство внутренних дел по Республике Карелия просит дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам.
Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренные законом основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомушского городского суда Республики Карелия от 23 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 21 февраля 2020 года по административному исковому заявлению Федорова А.В. к ОМВД России по г. Костомукше об оспаривании действий оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Костомушского городского суда Республики Карелия от 23 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 21 февраля 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.