Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Медведкиной В.А, судей Козловой Е.В, Меншутиной Е.Л, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-85/2020 по иску заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов неопределенного круга лиц к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении, по кассационной жалобе Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 5 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа от 6 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, выслушав прокурора Малышева Я.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора Ненецкого автономного округа, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении на объекте "Котельная N 18" - организовать бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой Ненецкого автономного округа проверки соблюдения требований действующего законодательства на объектах теплоснабжения Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей (далее- Нарьян-Марское МУ ПОК И ТС) установлено нарушение законодательства, а именно в Котельной N 18, расположенной по адресу: "адрес" не обеспечивается запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Несоблюдение ответчиком требований закона по обеспечению наличия запасов топлива, в случае ограничения или прекращения поставки газа, аварийной ситуации исключает возможность по обеспечению выработки тепловой энергии либо горячей воды для потребителей, не обеспечивает бесперебойное функционирование объектов жизнеобеспечения, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан, пользующихся данными услугами.
Решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 5 февраля 2020 г. иск заместителя прокурора Ненецкого автономного округа удовлетворен: на Нарьян-Марское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 года устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении на объекте "Котельная N 15", расположенном по адресу: "адрес", а именно: в соответствии с пунктом 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. N 115, организовать бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива, разрешен вопрос о взыскании в бюджет государственной пошлины.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ненецкого автономного округа от 6 мая 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представителя Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика, третьи лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судебными инстанциями тщательно исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства и установлено, что котельная N 18, расположенная по адресу: "адрес", находится в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" Ненецкого автономного округа.
Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей Котельная N 18 передана на праве хозяйственного ведения.
Одним из основных видов уставной деятельности Нарьян-Марского МУ ПОК И ТС является удовлетворение потребности населения, учреждений и предприятий г. Нарьян-Мара по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению; распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
Нарьян-Марское МУ ПОК И ТС эксплуатирует котельную N 18, которая оснащена газовым оборудованием, топливный режим для нее не установлен. В качестве основного топлива в котельной предусмотрен природный газ, резервное топливо отсутствует.
Котельная N 18 обеспечивает теплом и горячим водоснабжением жилые дома.
Согласно акту проверки исполнения федерального законодательства от 23 октября 2019 г. эксплуатируемое оборудование топливного хозяйства на котельной не обеспечивает своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго от 24 марта 2003 г. N 115, Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 317 пришел к выводу о том, что в нарушение Правил технической эксплуатации энергоустановок Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС не организовало в котельной N18 при эксплуатации энергоустановок обеспечение своевременной, бесперебойной подготовки и подачи топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами обоснованно согласился, дополнительно указав на то, что отсутствие на котельной резервного топливного хозяйства, резервного топлива при аварийных ситуациях ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, нарушает права потребителей на предоставление качественного теплоснабжения, в связи с чем у прокурора имелись законные основания для обращения в суд с настоящим иском.
Такие выводы являются правильными, поскольку согласно пунктам 1.7, 2.2.1 Правил технической эксплуатации энергоустановок, руководитель теплоснабжающей организации (в настоящем случае - Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС) несет ответственность за выполнение настоящих Правил, а также обеспечивает содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с настоящими правилами.
Данные правила на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей не возлагают.
Согласно статьям 16, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Администрация г. Нарьян-Мара, реализуя данные полномочия органа местного самоуправления, создала Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС, передала ему в хозяйственное ведение объекты теплоснабжения, и осуществляет контролирующие функции, направленные на понуждение теплоснабжающей организации к осуществлению возложенных на нее обязанностей.
При таких обстоятельствах, выводы судов о возложения на ответчика ответственности по организации устранения нарушений требований Правил технической эксплуатации энергоустановок основаны на верном применении норм материального права.
Доводы жалобы Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС о необходимости осуществления органами местного самоуправления ряда мероприятий, в том числе по переоборудованию котельной в целях исполнения решения суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку прокурор таких требований не заявлял, доказательств необходимости именно актуализации схемы теплоснабжения и указания сведений о видах резервного и аварийного топлива и возможности их обеспечения в соответствии с нормативными требованиями, а также включения в нее мероприятия по переоборудованию котельной N18 для устранения выявленных недостатков суду представлено не было.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, также не установлено.
В частности, все доводы и доказательства, приводимые ответчиком в обоснование своей позиции по делу, оценены судом как первой, так и второй инстанции, обжалуемые судебные постановления содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 5 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа от 6 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.