Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е. В, судей Васильевой Т. Г, Кольцюка В. М, при секретаре Казуровой В. Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-380/2020 по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 28 апреля 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление частной компании с ограниченной ответственностью Силлфреш менеджмент лимитед (Великобритания) об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суд общей юрисдикции
установила:
частная компания с ограниченной ответственностью Силлфреш менеджмент лимитед (Великобритания) обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением, об установлении кадастровой стоимости принадлежащего на праве аренды земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, местоположением по адресу: "адрес", равной его рыночной по состоянию на 1 января 2018 года.
В обоснование требований указано, что распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года утверждена в размере 361 139 032, 80 рубля, что необоснованно завышено и не соответствует действительной рыночной стоимости недвижимого имущества - 257 300 000 рублей, определенной составленным "данные изъяты" отчетом об оценке рыночной стоимости N от ДД.ММ.ГГГГ.
С целью определения достоверности величины рыночной стоимости земельного участка судом назначена экспертиза, производство которой поручено эксперту "данные изъяты"
В связи с наличием сомнений в обоснованности заключения эксперта "данные изъяты" судом назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту "данные изъяты"
Административным истцом уточнены административные исковые требования, согласно выводам повторной судебной экспертизы.
Решением Московского городского суда от 28 апреля 2020 года кадастровая стоимость земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, местоположением по адресу: "адрес", определена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 294 877 077 рублей, согласно выводам повторной судебной экспертизы. С частной компании с ограниченной ответственностью Силлфреш менеджмент лимитед (Великобритания) в пользу "данные изъяты" взысканы расходы по проведению судебной экспертизы в сумме "данные изъяты".
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихин Н. В. просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что административный истец не может быть заказчиком оценки рыночной стоимости земельного участка, находящегося в государственной собственности, поскольку арендатор земельного участка не имеет полномочий заключения договора оценки, результат которого может повлечь какие - либо последствия для арендодателя; требуя установления рыночной стоимости согласно отчёту об оценке, административный истец по существу оспаривает потенциальную цену продажи участка и пытается в одностороннем порядке изменить условия договора аренды.
Кроме того, положенное в основу решения суда заключение эксперта "данные изъяты" не соответствует законодательству об оценочной деятельности. Полученная экспертом стоимость единого объекта недвижимости ниже средних рыночных цен недвижимости по городу Москве. В рамках сравнительного подхода при определении рыночной стоимости исследуемого земельного участка эксперт необоснованно не применил к объектам-аналогам корректировку на наличие исходно-разрешительной документации. При наличии не разрешенных замечаний на заключение эксперта судом не обосновано отклонено ходатайство представителя ответчика о назначении по делу судебной экспертизы. Также, административный ответчик ходатайствует о назначении по делу повторной судебной экспертизы.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Представитель административного истца по доверенности Кузьмина М. В. письменным заявлением просила рассмотреть дело в её отсутствие, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители административных ответчиков Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы, заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, письменными заявлениями просили рассмотреть дело без их участия, апелляционную жалобу удовлетворить.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, явка которых обязательной судом не признавалась.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что частная компания с ограниченной ответственностью Силлфреш менеджмент лимитед (Великобритания) на праве аренды владеет земельным участком общей площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, местоположением по адресу: "адрес", что подтверждается соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ о вступлении в договор аренды земельного участка с множественностью лиц N от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу положений постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" основными параметрами, влияющими на размер арендной платы за землю, является вид деятельности арендатора и кадастровая стоимость самого земельного участка.
По условиям соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ о вступлении в договор аренды земельного участка с множественностью лиц N от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ арендная плата исчисляется исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года в размере 361 139 032, 80 рубля, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N.
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям части 7 статьи 22 названного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен составленный "данные изъяты" отчет об оценке рыночной стоимости N от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляла 257 300 000 рублей.
В связи с наличием возражений Департамента городского имущества города Москвы против принятия в качестве допустимого доказательства приведенного выше отчета, судом первой инстанции по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза.
Заключением эксперта "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что составленный "данные изъяты" отчет об оценке рыночной стоимости N от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Экспертом определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года в размере 333 503 284 рубля.
В связи с наличием сомнений в обоснованности заключения эксперта "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ в части определения величины рыночной стоимости спорного земельного участка судом назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту "данные изъяты"
Заключением эксперта "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 294 877 077 рублей
Административным истцом уточнены административные исковые требования, согласно выводам повторной судебной экспертизы.
Устанавливая размер кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости на основании экспертного заключения "данные изъяты" от 4 октября 2019 года в части установления несоответствия отчёта об оценке "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки и заключения повторной судебной экспертизы эксперта "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ в части установления рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года суд первой инстанции исходил из того, что названные заключения соответствуют действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, являются допустимыми и достоверными доказательствами по делу.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта и заключение дополнительной судебной экспертизы, установилкадастровую стоимость земельного участка по результатам проведенной дополнительной судебной экспертизы, поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном заключении эксперта выводы, а также документов, содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, лицами, участвующими в деле в материалы дела не представлено.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующим данный вид правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости. Проводивший судебную экспертизу эксперт ФИО8 предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, квалификационный аттестат, стаж экспертной работы 21 год, является членом саморегулируемой организации оценщиков "данные изъяты" его экспертная деятельность в установленном порядке застрахована.
Из материалов дела усматривается, что административный истец является арендатором земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется исходя из его кадастровой стоимости, следовательно, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, довод административного ответчика об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с данным административным иском и неверном избрании им способа защиты, является необоснованным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что установление кадастровой стоимости арендатором есть ни что иное, как попытка изменения в одностороннем порядке условий договора, административный истец, будучи арендатором спорного земельного участка, является плательщиком арендных платежей, размер которых зависит от кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, его обращение в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в силу которых федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
Доводы административного ответчика о несоответствии полученной экспертом стоимости единого объекта недвижимости средним рыночным ценам недвижимости по городу Москве; о неприменении в рамках сравнительного подхода к объектам-аналогам корректировок на наличие исходно-разрешительной документации, были предметом оценки суда первой инстанции, они отклонены судом как необоснованные, с чем соглашается судебная коллегия.
Административным ответчиком не приведено доводов, свидетельствующих о наличии противоречий в выводах эксперта, сомнений в достоверности заключения, в связи с чем, его несогласие с результатами экспертного исследования само по себе не влечет необходимости проведения повторной судебной экспертизы. Отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении повторной судебной экспертизы не является нарушением процессуального законодательства, влекущим отмену судебного акта.
Оценив доводы представителя административного ответчика, судебная коллегия также не усмотрела оснований к назначению по делу повторной судебной экспертизы.
Иные доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит несостоятельными и не основанными на материалах дела.
Таким образом, решение Московского городского суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 28 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.