Кассационный военный суд в составе председательствующего Гусейнова Т.Г., судей Лядова В.Л. и Шпакова С.П., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-37/2020 по кассационной жалобе представителя административных ответчиков - начальника и жилищной комиссии Управления "данные изъяты" (далее - Управление) Выборновой Татьяны Сергеевны на апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 20 мая 2020 г., которым отменено решение 35 гарнизонного военного суда от 13 февраля 2020 г. по административному иску бывшего военнослужащего Управления "звание" Васильева Олега Анатольевича об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии Управления, связанных со снятием его супруги с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и расчетом жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы, выступление представителя административного истца Макарьева В.Ф, возражавшего против удовлетворения жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением 35 гарнизонного военного суда от 13 февраля 2020 г. Васильеву О.А. отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором он просил признать незаконным, утвержденное начальником Управления, решение жилищной комиссии от 13 декабря 2019 г. о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях его супруги - В.Е. и предоставлении жилищной субсидии на состав семьи... человека без ее учета.
Апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 20 мая 2020 г. решение гарнизонного военного суда отменено и принято новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Флотский военный суд оспариваемое решение жилищной комиссии Управления признал незаконным, обязав отменить это решение и рассмотреть вопрос о перерасчете и доплате Васильеву О.А. субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, с учетом его супруги В.Е., то есть, исходя из состава семьи... человека.
В поданной 13 июля 2020 г. кассационной жалобе представитель административных ответчиков Выборнова Т.С, выражая несогласие с апелляционным определением, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права, просит Кассационный военный суд его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование этого она, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения и на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что Васильев О.А. на момент обращения с заявлением в жилищную комиссию о признании его супруги нуждающейся в жилом помещении не обладал статусом военнослужащего. Данное обстоятельство исключает возможность его обеспечения жилищной субсидией с учетом его супруги.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Васильев О.А, проходивший военную службу по контракту в период с 28 июня 1988 г. по 15 августа 2016 г, совместно с членами семьи ("данные изъяты") с 2014 г. проживают в служебной квартире по месту службы, по адресу: "адрес".
2 декабря 2015 г. с заявлением о принятии его и дочери на учет нуждающихся в жилых помещениях административный истец обратился в жилищную комиссию Управления, решением которой от 17 декабря 2015 г, оформленным протоколом N, Васильев О.А. и его дочь были со 2 декабря 2015 г. приняты на указанный учет.
Решением того же органа от 20 февраля 2016 г, в связи с соответствующим рапортом Васильева О.А, он стал учитываться как подлежащий обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Приказом "данные изъяты" от 25 июля 2016 г. N 540-ЛС административный истец уволен с военной службы в отставку на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", т.е. по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе и приказом начальника Управления от 12 августа 2016 г. N 276-ЛС 15 августа 2016 г. исключен из списков личного состава.
По истечении пятилетнего срока с момента государственной регистрации прекращения права (12 марта 2013 г.) на находившуюся в собственности супруги административного истца квартиру, площадью 43, 7 кв.м, расположенную по адресу: "адрес", Васильев О.А. 26 марта 2018 г. обратился в жилищную комиссию Управления с заявлением о постановке, наряду с ним и его дочерью, на указанный учет и его супруги, в связи с чем жилищная комиссия Управления решением от 8 мая 2018 г, оформленным протоколом N, поставила супругу административного истца на этот учет, решив: учитывать члена семьи Васильева О.А. - супругу В.Е... как подлежащую обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи Васильева О.А. в количестве... человек.
Однако, решением жилищной комиссии от 13 декабря 2019 г, оформленным протоколом N, супруга административного истца была снята с названного учета, поскольку В.Е., как член его семьи, не подлежала принятию на учет нуждающихся в жилом помещении в форме предоставления жилищной субсидии в связи с тем, что на момент её принятия, Васильевым О.А. был утрачен статус военнослужащего. Этим же решением жилищной комиссии Васильеву была рассчитана и предоставлена жилищная субсидия на состав семьи... человека ("данные изъяты").
Признавая законным решение жилищного органа, суд первой инстанции исходил из того, что реализация права на обеспечение жильем военнослужащих носит заявительный характер и принятие на указанный учет военнослужащих и членов их семей подлежит лишь в период прохождения ими военной службы, то есть до утраты ими статуса военнослужащего.
Между тем такой вывод гарнизонного военного суда, правильно признан судом апелляционной инстанции, противоречащим установленным обстоятельствам дела и не основанным на законе.
Отменяя решение суда первой инстанции, и разрешая при установленных обстоятельствах данное административное исковое заявление, суд апелляционной инстанций правильно применил и руководствовался положениями статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 Правил организации в органах "данные изъяты" работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом "данные изъяты" от 24 октября 2011 г. N 590 (далее - Правила), пунктом 1 Порядка "Предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах "данные изъяты" и членам их семей", утвержденного приказом "данные изъяты" от 15 октября 2014 г. N 587.
Содержание названных актов не содержит запрета на изменение состава членов семьи уже уволенного с военной службы и исключенного из списков личного состава части военнослужащего, но состоящего вместе с членами его семьи на учете нуждающихся в жилом помещении, в том числе и в форме предоставления жилищной субсидии.
Кроме того, пунктом 26 Правил, прямо предусматривает обязанность, как военнослужащих, так и граждан, состоящих на указанном учете, в течение пяти дней сообщить в жилищную комиссию об изменении сведений в ранее представленных ими документах. Тем самым данным пунктом на состоящих на названном учете лиц возложена обязанность по представлению в жилищную комиссию сведений об изменениях в том числе по составу состоящих с ними на учете членов их семей.
Перечень предусмотренных пунктом 29 данных Правил оснований снятия военнослужащих (граждан) и членов их семей с названного учета является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и в данном случае, в рамках установленных по настоящему делу обстоятельств, указанные в нем основания в отношении супруги административного истца не подпадают.
Таким образом, вопреки доводам автора кассационной жалобы, флотский военный суд правильно отменил решение гарнизонного военного суда и принял новое решение об удовлетворении административного иска.
Выводы флотского военного суда, вопреки доводам автора жалобы, основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Частью 2 статьи 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено и, вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованном судебном акте, не имеется.
Иные доводы автора кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованном определении. Кроме того, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу части 3 ст. 329 КАС Российской Федерации основанием для их отмены, в том числе безусловным, в кассационном порядке не является.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 20 мая 2020 г. по административному исковому заявлению Васильева Олега Анатольевича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителей административных ответчиков Выборновой Татьяны Сергеевны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Т.Г. Гусейнов
Судьи В.Л. Лядов
С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.