Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Ивановой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 62/2020 по кассационной жалобе административного истца Лопаткина Александра Геннадьевича на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 4 марта 2020 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 27 мая 2020 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N. "звание" Лопаткина А.Г. об оспаривании решения 1 отдела (г. "данные изъяты") федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел "Югрегионжилье") о снятии его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 4 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Южного окружного военного суда от 27 мая 2020 г, Лопаткину А.Г. отказано в удовлетворении административного иска, в котором он просил признать незаконным решение 1 отдела "Югрегионжилье" от 14 марта 2019 г. N о снятии его с членами семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать уполномоченный орган восстановить его и членов семьи на жилищном учете с последующим обеспечением жилищной субсидией.
В поданной 14 июля 2020 г. кассационной жалобе административный истец Лопаткин А.Г, выражая несогласие с решениями судов первой и апелляционной инстанций, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит Кассационный военный суд судебные акты отменить и принять новое решение, не указывая, какое именно.
В обоснование жалобы Лопаткин А.Г, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие спорные жилищные правоотношения, и на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что вопреки установленным в законе требованиям его право на обеспечение жилым помещением по установленным нормам до настоящего времени не реализовано.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Лопаткин А.Г. проходил военную службу с июля 1975 г. по февраль 2010 г, общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составила более 34 лет, уволен по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. В период прохождения военной службы Лопаткин А.Г. был обеспечен на состав семьи... человека ("данные изъяты") жилым помещением для постоянного проживания по адресу: "адрес", общей площадью 49, 90 кв.м, а с 29 ноября 2004 г. указанным составом семьи состоял на жилищном учете для улучшения жилищных условий в избранном месте жительства в г. "данные изъяты".
18 января 2016 г. Лопаткин А.Г. принял в наследство от отца в собственность 1/2 доли (31, 85 кв.м) квартиры общей площадью 63, 7 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" а 10 мая 2016 г. указанной долей распорядился, подарив ее своему брату.
Согласно статье 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в г. Москве установлена в размере 10 кв.м площади жилого помещения.
Законом г. Севастополя от 5 мая 2015 г. N 134-ЗС "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе" учетная норма на одного человека в г. Севастополе установлена в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения.
В связи с приобретением административным истцом вышеуказанной доли жилья по наследству общая площадь находящихся в пользовании жилых помещений его семьи составила 81, 75 кв.м, и на каждого члена его семьи стало приходится 20, 43 кв.м, что более учетной нормы, предусмотренной на одного человека. При этом распорядившись полученным в собственность жильем, Лопаткин А.Г. лишен возможности его сдать.
Из части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В силу статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно положениям статьи 53 ЖК РФ граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий.
Решением 1 отдела "Югрегионжилье" от 14 марта 2019 г. N Лопаткин А.Г. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях ввиду совершения намеренных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий и в связи с неистечением предусмотренного статьей 53 ЖК РФ срока со дня их совершения.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно проанализировали и применили нормы статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", статьи 1, 49, 50, 51 и 53 ЖК РФ и обоснованно пришли к выводу о том, что административный истец, подарив принадлежавшую ему долю в вышеуказанной квартире своему брату, распорядился ею по своему усмотрению, то есть намеренно ухудшил свои жилищные условия. Кроме того, был обеспечен жильем выше установленной учетной нормы, и при этом на день принятия жилищным органом оспариваемого решения не истек срок, установленный статьей 53 ЖК РФ. При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска отказано обоснованно.
Частью 2 статьи 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным военным судом и окружным военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Иные доводы автора жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу части 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 КАС Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 4 марта 2020 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 27 мая 2020 г. по административному исковому заявлению Лопаткина Александра Геннадьевича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.