Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Гылкэ Д.И., судей Катанаевой А.С. и Сиротиной Е.С. при секретаре судебного заседания Сапожниковой А.Н.рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-603/2020 (УИД N 23OS0000-01-2020-000073-73) по апелляционной жалобе акционерного общества "Ремстрой" на решение Краснодарского краевого суда от 16 марта 2020 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Ремстрой" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С., объяснения представителя административного истца Агасян А.Б., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Рягузовой М.В., представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю Рудь М.В., допросив специалиста Петровского А.А., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
акционерное общество "Ремстрой" (далее - АО "Ремстрой") обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с использованием недостоверных сведений об объекте оценки при определении его кадастровой стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с 16 марта 2015 г..является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 15 749 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" Актом филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 21 октября 2016 г..в связи с изменение вида разрешенного использования с "Для производственных нужд" на "Питомники для выращивания растительной продукции" кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на 17 октября 2016 г..в размере 183 948, 32 рублей, исходя из равного 11, 68 руб./кв. м удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для пятнадцатой группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования", утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 г..N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края". Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г..N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2016 г..в размере 27 014 889, 66 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для девятой группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", равного 1 715, 34 руб./кв. м.
Использование недостоверных сведений при утверждении 14 декабря 2016 г..результатов государственной кадастровой оценки привело к нарушению прав административного истца существенным увеличением кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца Агасян А.Б. поддержала заявленные АО "Ремстрой" исковые требования в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Рягузова М.В. возражала против удовлетворения иска.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением Краснодарского краевого суда от 16 марта 2020 г. в удовлетворении административных исковых требований АО "Ремстрой" отказано.
В апелляционной жалобе АО "Ремстрой" просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права, приводит доводы, аналогичные доводам административного искового заявления.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Агасян А.Б. поддержала апелляционную жалобу в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Рягузова М.В. и представитель филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю Рудь М.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность решения суда.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Агасян А.Б, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Рягузовой М.В, представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю Рудь М.В, допросив специалиста Петровского А.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Оказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для пересмотра кадастровой стоимости объекта.
С указанным выводом суд апелляционной инстанции не может согласиться, поскольку выводы суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления являются ошибочными.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что АО "Ремстрой" с 16 марта 2015 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 15 749 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Актом филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 21 октября 2016 г. в связи с изменение вида разрешенного использования с "Для производственных нужд" на "Питомники для выращивания растительной продукции" кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 17 октября 2016 г. в размере 183 948, 32 рублей, исходя из равного 11, 68 руб./кв. м удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для пятнадцатой группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования", утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 г. N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края".
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 27 014 889, 66 рублей по состоянию на 1 января 2016 г, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для девятой группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", равного 1 715, 34 руб./кв. м.
В Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 27 014 889, 66 рублей по состоянию на 1 января 2016 г. внесены 2 февраля 2017 г.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что использование недостоверных сведений при утверждении 14 декабря 2016 г. результатов государственной кадастровой оценки и существенное увеличение кадастровой стоимости земельного участка привело к нарушению прав административного истца, которые подлежат восстановлению в порядке пересмотра кадастровой стоимости земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регулировавшим вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и продолжающим применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3).
Статьей 24.18 указанного закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе по мотиву недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Являясь собственником земельного участка и налогоплательщиком, административный истец вправе оспорить его кадастровую стоимость.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
В силу положений статьи 24.19 Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных данной статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу положений статьи 24.19 указанного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных данной статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
Предусмотренные данной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 г. N П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (действовали до 1 января 2019 г.), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.
Согласно пункту 13 указанных правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 1.10. "Методических указаний о государственной кадастровой оценке", утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 226, земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Отнесение земельного участка к одной из групп осуществляется с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого.
Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:44:0503025:981 по состоянию на 17 октября 2016 г. в размере 183 948, 32 рублей определена актом филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 21 октября 2016 г. на основании пункта 2.3.2 "Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Методические указания N 222), в связи с изменением вида разрешенного использования с "Для производственных нужд" на "Питомники для выращивания растительной продукции", исходя из равного 11, 68 руб./кв. м удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для пятнадцатой группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования", утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 г. N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края".
Вопреки доводам административных ответчиков формирование перечня объектов оценки на 1 января 2016 г. при установленном виде разрешенного использования земельного участка "Для производственных нужд" и утверждение приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. N 2640 кадастровой стоимости земельного участка в размере 27 014 889, 66 рублей по состоянию на 1 января 2016 г, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для девятой группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", равного 1 715, 34 руб./кв. м, не освобождало государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, от выполнения требований Методических указаний N 222.
В соответствии с пунктом 2.4 данных Методических указаний N 222 в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 13 февраля 2015 г. N 10-0326-КЛ, датой определения кадастровой стоимости, рассчитанной в рамках полномочий Учреждения по определению кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости. В случае если земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет либо внесен в ГКН как ранее учтенный в период проведения государственной кадастровой оценки, при пересчете кадастровой стоимости в рамках полномочий Учреждения в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний N 222, датой определения будет являться дата внесения сведений о таком земельном участке в ГКН.
В судебном заседании сотрудник отдела определения кадастровой стоимости филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю Петровский А.А, допрошенный в качестве специалиста, пояснил, что в связи с отсутствием законодательного предписания в определенный срок исполнить требования пункта 2.4 Методических указаний N 222, проведением такой работы вручную сотрудниками филиала, данный земельный участок, в отношении которого кадастровая стоимость подлежала определению после утверждения 14 декабря 2016 г. результатов государственной кадастровой оценки, не был выявлен, при этом собственник участка не обращался с заявлением о новом определении кадастровой стоимости.
Доводы административных ответчиков о том, что кадастровая стоимость земельного участка не была определена заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель в связи с поступлением заявления АО "Ремстрой" об изменении кадастровой стоимости земельного участка после вступления в силу Приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 г. N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" (далее Приказ N 514), которым не предусмотрена норма, аналогичная пункту 2.4 Методических указаний N 222, опровергнуты материалами административного дела, в том числе позицией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, изложенной в письменном отзыве от 10 августа 2020 г, согласно которой АО "Ремстрой" обратилось с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка 28 февраля 2019 г.
Приказ N 514 вступил в силу 2 марта 2019 г. по истечении 60 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31 декабря 2018 г.).
При данных обстоятельствах государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, был обязан в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний N 222 определить кадастровую стоимость земельного участка заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 17 октября 2016 г. в размере 241 904, 64 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для пятнадцатой группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования", утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", равного 15, 36 руб./кв. м, умноженного на площадь земельного участка - 15 749 кв. м.
Использование недостоверных сведений при утверждении 14 декабря 2016 г. результатов государственной кадастровой оценки привело к нарушению прав административного истца существенным увеличением кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно разъяснениям пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Административным истцом доказана недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при утверждении 14 декабря 2016 г. результатов государственной кадастровой оценки, при этом административными ответчиками не подтверждена достоверность этих сведений.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что имеющие значение обстоятельства дела установлены, сбор дополнительных доказательств не требуется, обоснованность доводов административного истца нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятию по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований АО "Ремстрой".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 16 марта 2020 г. - отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление акционерного общества "Ремстрой" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 17 октября 2016 г.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 27 014 889, 66 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 17 октября 2016 г. в размере 241 904, 64 рублей, на период с 2 февраля 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для пятнадцатой группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования".
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 4 декабря 2019 г.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.