Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Вдовиченко С.В, судей Семеновой И.А, Головкиной Л.А, при секретаре Булгаковой Д.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-273/2020 по административному исковому заявлению ООО Мясокомбинат "Сургутский" к Управлению Росрееста по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, ФГБУ "ФКП Росреестра", правительству Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости по апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 мая 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ООО Мясокомбинат "Сургутский" обратилось в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с административным иском об установлении по состоянию на 07 июля 2012 года кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером N, магазина "Мясной двор" площадью 908, 8 кв.м, назначение: нежилое здание, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости равном 10 596 000 руб.; с кадастровым номером N площадью 609, 2 кв.м, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости равном 13 376 000 руб.Административный истец, ссылаясь на приложенный к иску отчет об оценке N1965-02-2020-С/86 от 26 февраля 2019 года, указал, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, что затрагивает его права как плательщика налога. Одновременно ООО Мясокомбинат "Сургутский" просило восстановить пропущенный срок обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, указав, что в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 мая 2020 года административное исковое заявление ООО Мясокомбинат "Сургутский" удовлетворено. Установлена по состоянию на 07 июля 2012 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости в размере 10 596 000 руб, объекта недвижимости с кадастровым номером N, равной его рыночной стоимости в размере 13 376 000 руб. Датой подачи заявления постановлено считать 06 апреля 2020 года.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требования к ФГБУ "ФКП Росреестра, ссылается на необоснованное привлечение ФГБУ "ФКП Росреестра" в качестве административного ответчика, считает учреждение ненадлежащим ответчиком. Филиал не определял и не утверждал результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 20 924 056, 7 руб, кадастровая стоимость объекта определена в результате массовой оценки (УПКС - 23 023, 83 руб./кв.м) и утверждена постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2012 года N549-п. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N определена в размере 15 725 243, 04 руб. актом определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03 марта 2017 года, в связи с принятием решения об исправлении технических ошибок в соответствии с пунктом 3.2 Порядка определения кадастровой стоимости (УПКС - 25 812, 94 руб./кв.м). Судом не приведено, какую норму закона нарушил филиал ФГБУ "ФКП Росреестра", в чем состоит нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители административного истца ООО Мясокомбинат "Сургутский", административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, ФГБУ "ФКП Росреестра", правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, заинтересованных лиц администрации города Лянтор, администрации города Сургут в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
Согласно статье 245 КАС РФ, статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Положения Закона об оценочной деятельности применяются к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой, начатой до вступления в силу Федерального закона N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2012 года N549-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - постановление от 24 декабря 2012 года N549-п) утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры согласно приложениям 1-3.
Согласно выпискам из ЕГРН кадастровые номера N объектам недвижимости присвоены 06 июля 2012 года.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N утверждена постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2012 года N549-п в размере 20 942 056, 7 руб. по состоянию на 07 июля 2012 года.
Изначально кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 07 июля 2012 года была утверждена постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2012 года N549-п в размере 14 927623, 19 руб. по состоянию на 07 июля 2012 года.
На основании акта ФГБУ "ФКП Росреестра" определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03 марта 2017 года, в связи с принятием решения об исправлении технических ошибок (изменения значения площади с 578, 3 кв.м до 609, 2 кв.м) кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N определена по состоянию на 07 июля 2012 года в размере 15 725 243, 04 руб.
В рамках очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, утверждённой приказом департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N19-нп от 19 ноября 2019 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утверждена новая кадастровая стоимость названных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года.
Сведения о новой кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N внесены в Единый государственный реестр недвижимости 09 января 2020 года, дата определения указанной кадастровой стоимости 01 января 2019 года, дата применения 01 января 2020 года.
Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости является архивной.
Установив изложенное, исходя из положений статьи 378.2, главы 31 Налогового кодекса РФ, учитывая разъяснения, содержащиеся в пунктах 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28, суд пришёл к правильному выводу о том, что размер оспариваемой архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца, что дает ему право на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения поименованной архивной кадастровой стоимости.
В подтверждение заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке N1965-02-2020-С/86 от 26 февраля 2019 года подготовленный оценщиком ООО "Центр экспертизы и оценки "Церта", согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 07 июля 2012 года объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 10 569 000 руб, объекта недвижимости с кадастровым номером N составляет 13 376 000 руб.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 3, 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, положениями главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, исследовал и оценил представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, включая отчет оценщика, который признал отвечающим принципам допустимости, относимости и достоверности, принял во внимание отсутствие возражения по существу заявленного требования со стороны ФГБУ "ФКП Росреестра", пришел к обоснованному выводу об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ООО Мясокомбинат "Сургутский" объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости на основании отчета об оценке, представленного административным истцом.
Довод апелляционной жалобы о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку не утверждало и не определяло оспоренную кадастровую стоимость, на правильность принятого решения не влияют.
Привлечение судьей к участию в деле по спору, вытекающему из административных и иных публичных отношений, в частности, по делу о пересмотре кадастровой стоимости объекта, в качестве ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" соответствует частям 4, 5 статьи 38 КАС РФ, разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации в пункте 7 постановления Пленума от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
При этом обжалуемое решение суда не возлагает на ФГБУ "ФКП Росреестра" какие-либо обязанности, не содержит выводов относительно обязанностей учреждения и не нарушает его права и законные интересы.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда об удовлетворении требований ООО Мясокомбинат "Сургутский" является законным и обоснованным.
На наличие процессуальных нарушений, которые привели к вынесению неправильного решения и согласно части 4 статьи 310 КАС РФ могут повлечь отмену решения суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе не указано.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.