Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бутковой Н.А, судей Белоногого А.В, Шадриной Е.В, при секретаре Костине Ф.В, с участием прокурора Яковлевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-560/2020 по административному исковому заявлению Мандрыкина Олега Анатольевича о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Архангельской области от 7 августа 2020 г. N 172/997-6 "Об отказе в регистрации Мандрыкину Олегу Анатольевичу кандидатом на должность Губернатора Архангельской области" по апелляционным жалобам Мандрыкина Олега Анатольевича и Архангельского регионального отделения Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" на решение Архангельского областного суда от 24 августа 2020 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения Мандрыкина О.А. и его представителя Козенкова А.С, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя избирательной комиссии Архангельской области Прилуцкой Н.Н, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Н.В, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 10 июня 2020 г. N 800 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы Губернатора Архангельской области.
Постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 7 августа 2020 г. N 172/997-6 Мандрыкину О.А, выдвинутому Архангельским региональным отделением Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", отказано в регистрации кандидатом на должность Губернатора Архангельской области на основании подпункта "д.1" пункта 24 статьи 38 и подпункта 13 пункта 2 статьи 24 Закона Архангельской области от 2 июля 2012 г. N 515-32-ОЗ "О выборах Губернатора Архангельской области" в связи с недостаточным количеством представленных для регистрации достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований из необходимого числа муниципальных районов, городских округов Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
Мандрыкин О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене названного постановления избирательной комиссии Архангельской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при проверке листов поддержки избирательная комиссия неправильно определилачисло муниципальных районов и городских округов, в которых кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Архангельской области и Ненецкого автономного округа; необоснованно признала недостоверными 51 подпись депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в связи с отсутствием в них наименования муниципального образования и недостоверной 1 подпись в связи с неправильным указанием депутатом названия представительного органа; неправомерно не засчитала 23 подписи депутатов, которые ранее проставили свои подписи в листах поддержки выдвижения другого кандидата на должность губернатора Архангельской области.
Решением Архангельского областного суда от 24 августа 2020 г. Мандрыкину О.А. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционных жалобах Мандрыкин О.А. и Архангельское региональное отделение Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", поддерживая правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, просят решение суда отменить, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований.
Относительно апелляционной жалобы избирательной комиссией Архангельской области и участвующим в деле прокурором поданы возражения о несостоятельности доводов жалобы и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных названным федеральным законом, иным законом.
В пункте 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 указанного федерального закона.
Согласно подпункту "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Аналогичное основание отказа в регистрации кандидата предусмотрено в подпункте 13 пункта 2 статьи 24 Закона Архангельской области от 2 июля 2012 г. N 515-32-ОЗ "О выборах Губернатора Архангельской области".
Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законом Архангельской области от 2 июля 2012 г. N 515-32-ОЗ "О выборах Губернатора Архангельской области" установлено, что выдвижение кандидата политической партией должны поддержать 8 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Архангельской области, в том числе Ненецкого автономного округа. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, учитываются только один раз.
В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть 8 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Архангельской области, в том числе Ненецкого автономного округа. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов Губернатора, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов Архангельской области, в том числе Ненецкого автономного округа. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трёх четвертях муниципальных районов и городских округов Архангельской области, в том числе Ненецкого автономного округа (пункты 5, 6 статьи 6).
Постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 11 июня 2020 г. N 153/871-6 "О числе лиц (в абсолютном выражении), подписи которых необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Архангельской области на выборах 13 сентября 2020 года" определено, что число подписей в поддержку выдвижения, которые должны быть представлены для регистрации кандидата в избирательную комиссию Архангельской области, составляет - 189, максимальное число - 198, в числе этих подписей должно быть не менее 43 и не более 45 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Архангельской области и Ненецкого автономного округа, а также то, что кандидат на должность Губернатора Архангельской области должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов не менее чем в 21 муниципальном районе и городском округе Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
Судом установлено из материалов дела следует, что 21 июня 2020 г. Архангельское региональное отделение Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" выдвинуло кандидатом на должность Губернатора Архангельской области Мандрыкина О.А.
Кандидат Мандрыкин О.А. 29 июля 2020 г. представил в избирательную комиссию Архангельской области соответствующие документы, необходимые для регистрации кандидатом, в том числе 198 листов, содержащих 198 подписей депутатов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Архангельской области и Ненецкого автономного округа в поддержку его выдвижения кандидатом на должность Губернатора Архангельской области.
В результате проверки избирательной комиссией установлено, что в поддержку кандидата Мандрыкина О.А. представлены подписи депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Архангельской области и Ненецкого автономного округа в количестве 45 штук, собранные на территории не 21, а 20 муниципальных районов и городских округов.
Среди депутатов, проставивших свои подписи в листах поддержки, представленных кандидатом Мандрыкиным О.А, установлено 23 депутата, которые поддержали более одного кандидата, и эти подписи в поддержку кандидата Мандрыкина О.А. по датам были внесены позднее, 2 листа поддержки кандидата представлены в копиях, 51 лист поддержки не содержит наименования муниципального образования, в 1 листе поддержки наименование представительного органа указано неверно.
Всего в ходе проверки листов поддержки избирательной комиссией установлено 52 недостоверных и 25 не засчитанных подписей депутатов, проставленных в листах поддержки кандидата.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции, проанализировав нормы федерального и регионального избирательного законодательства, исследовав листы поддержки кандидата Мандрыкина О.А. на должность Губернатора Архангельской области, и признавая законным решение об отказе в регистрации кандидата, пришёл к выводу об отсутствии у избирательной комиссии правовых оснований для регистрации Мандрыкина О.А. кандидатом на должность Губернатора Архангельской области ввиду представления им недостаточного количества подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов из необходимого числа муниципальных районов, городских округов Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 4 Устава Архангельской области, принятого решением Архангельского областного Собрания депутатов от 23 мая 1995 г. N 36 "Об Уставе Архангельской области", в состав Архангельской области в качестве административно-территориальных единиц входит и Каргопольский район. Перечень и наименования муниципальных образований Архангельской области, их статус и границы устанавливаются областными законами.
Законом Архангельской области от 29 мая 2020 г. N 268-17-ОЗ "О преобразовании городского и сельских поселений Каргопольского муниципального района Архангельской области путём их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Каргопольского муниципального округа Архангельской области" муниципальные образования на территории Каргопольского муниципального района Архангельской области преобразованы путём их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Каргопольского муниципального округа Архангельской области.
Статьей 6 названного закона области установлен переходный период преобразования Каргопольского муниципального округа до 1 января 2021 г, в течение которого осуществляется формирование органов местного самоуправления Каргопольского муниципального округа, принимается устав Каргопольского муниципального округа, а также завершается урегулирование иных вопросов, связанных с преобразованием муниципальных образований.
До формирования органов местного самоуправления Каргопольского муниципального округа полномочия по решению вопросов местного значения Каргопольского муниципального округа на соответствующих территориях осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований, которые на день создания Каргопольского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном уставами этих муниципальных образований.
Полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Каргопольского муниципального района Архангельской области и входящих в его состав городского и сельских поселений прекращаются досрочно с 1 января 2021 г. (пункты 1, 4 статьи 7 этого же областного закона).
Абзацем двенадцатым пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что если на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представительный орган муниципального образования не сформирован и (или) глава муниципального образования не избран, в том числе в связи с досрочным прекращением соответствующих полномочий, число депутатов такого представительного органа, определённое уставом муниципального образования, и (или) глава этого муниципального образования не учитываются при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата.
Следовательно, Каргопольский муниципальный район Архангельской области обоснованно учтён избирательной комиссией, а затем и судом, при определении числа муниципальных районов и городских округов, депутатами представительных органов которых должен быть поддержан кандидат на должность Губернатора Архангельской области.
Исходя из пункта 2.8 Методических рекомендаций по приёму листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований", утверждённых Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 марта 20113 N 168/1222-6, минимальное количество муниципальных районов, муниципальных и городских округов, в которых необходимо собрать подписи депутатов представительных органов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов, при исчислении их исходя из 27 муниципальных районов и городских округов Архангельской области и Ненецкого автономного округа, составляет 21 (27:4х3=20, 25).
При таком положении число муниципальных районов и городских округов, депутатами представительных органов которых должен быть поддержан кандидат на должность Губернатора Архангельской области, как правильно указал суд, определено избирательной комиссией правильно.
В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона N 67 если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.
Исследуя листы поддержки, избирательная комиссия, а впоследствии и суд, установила, что 23 депутата, поддержавшие кандидата Мандрыкина О.А, ранее проставили свои подписи в листах поддержки выдвижения других кандидатов.
Таким образом, избирательной комиссией правомерно не засчитаны подписи этих 23 депутатов.
Кроме того, 2 листа поддержки кандидатом были представлены в виде копий, что не допускается действующим избирательным законодательством, а потому и эти подписи не были засчитаны правильно.
В соответствии с пунктом 18 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ в листе поддержки кандидата указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения депутата представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, ставящих подпись; наименование представительного органа муниципального образования, депутатом которого является лицо, ставящее подпись, или наименование должности главы муниципального образования, которым является лицо, ставящее подпись; наименование муниципального образования.
Материалами дела подтверждается, что в 1 листе поддержки наименование представительного органа указано неверно, а в 51 листе поддержки отсутствует наименование муниципального образования.
Требования законодателя об указании депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования, ставящими свои подписи на листе поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, как наименования представительного органа муниципального образования, так и наименования муниципального образования, носят формальный характер и поэтому не позволяют отнести их нарушение к категории несущественных.
Иное означало бы прямое нарушение принципа равенства прав и обязанностей всех кандидатов, установленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ.
Таким образом, в результате проверки из 198 подписей депутатов и глав муниципальных районов и городских округов, представленных административным истцом, избирательной комиссией зачтена лишь 121 подпись депутатов и глав муниципальных районов и городских округов и только из 20 муниципальных районов и городских округов, в которых они собраны, что недостаточно для регистрации кандидатом в депутаты на должность Губернатора Архангельской области.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административных исковых требований является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пройти муниципальный фильтр было невозможно, поскольку депутаты в массовом порядке отдавали свои подписи в поддержку кандидата ФИО12, а в последующем собранные подписи "перераспределялись" в пользу других кандидатов путём повторного проставления своих подписей в поддержку других кандидатов, не могут повлиять на отмену обжалуемого административным истцом решения избирательной комиссии, поскольку каждый депутат решает сам, какого кандидата ему поддерживать.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к иной оценке доказательств, об обстоятельствах, исследованных судом первой инстанции в полном соответствии с правилами процессуального закона.
Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Архангельского областного суда от 24 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Мандрыкина Олега Анатольевича и Архангельского регионального отделения Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Архангельский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.