Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Безденежных Ю.Ю. в интересах АО "Порт Ванино" на вступившие в законную силу постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах Горбачевой Г.В. N 446 от 28 ноября 2019 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 20 января 2020 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 13 марта 2020 года в отношении АО "Порт Ванино" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л а:
постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах Горбачевой Г.В. N 446 от 28 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 20 января 2020 года и решением судьи Хабаровского краевого суда от 13 марта 2020 года, юридическое лицо - АО "Порт Ванино" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, защитник Безденежных Ю.Ю. в интересах АО "Порт Ванино" просит судебные акты отменить, как незаконные.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий установлена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
В силу статьи 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения хозяйствующими субъектами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, в том числе правил, которыми предусмотрено установление вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, санитарно-защитной зоны.
В соответствии с положениями статей 20, 24, 27 Федерального закона N 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека; при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования должны обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами; условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.
Материалами дела установлено, что 24 октября 2019 года в ходе проведенной органом Роспотребнадзора плановой выездной проверки в отношении АО "Ванинский морской торговый порт" выявлено нарушение со стороны общества указанных положений закона и требований санитарных правил и нормативов, а именно:
СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий", что выразилось в отсутствии в представленной программе производственного контроля:
- перечня официально изданных санитарных правил, методов, методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (пункт 3.1);
- перечня должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля (пункт 3.2);
- перечня форм учета и отчетности установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля (пункт 3.7);
- перечня возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушением технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 3.8);
- мероприятий, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий (пункт 3.9), а также в непредставлении результатов производственного контроля лабораторного контроля за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортированием, хранением, переработкой отходов производства, в том числе радиологического контроля (пункт 4.5) и в осуществлении лабораторного контроля показателей загрязнения воздуха рабочей зоны на рабочем месте оператора бункерной установки по перегрузке глинозема без учета наличия характерного вредного производственного фактора, а именно оксида алюминия, который является основным компонентом кальцинированного глинозема (пункт 2.5).
ГП 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселении" и СанПиН 2.1.6.1932-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", в нарушение пункта 2.1. и 4.4.1 которых АО "Порт Ванино" не организован производственный контроль за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест в атмосфере от источников предприятия по всей зоне влияния выбросов на содержание пыли каменного угля и пыли резинового вулканизатора, абразивной пыли.
Пункта 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", в соответствии с которым юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязано осуществлять производственный контроль качества питьевой воды.
Пункта 4.2.1 СанПиН 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране поверхностных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения", запрещающего юридическим лицам осуществлять сброс сточных вод в водный объект с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", так как АО "Порт Ванино" в нарушение пункта 2.1 не имеет санитарно-эпидемиологического заключения по проекту ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, а в нарушение пункта 3.1.6 указанных санитарных правил и нормативов и пункта 3.1.6 СанПин 2.1, 6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" не имеет решения об установлении санитарно-защитной зоны.
Пункта 4.15 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту СП 2.2.2.1327- 03", что выразилось в отсутствии очистки воздуховодов вентиляционных систем, стен и элементов строительных конструкций, цехов, проемов и поверхности окон, арматуры освещения от пыли и копоти.
Пункта 3.6 СанПиН 1.2.2353-08 "Основные мероприятия по профилактике канцерогенной опасности" и пункта 4.9 МУ 2.2.9.2493-09 "Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогенных организаций и формирование банков данных" о необходимости уточнения санитарно-гигиенического паспорта канцерогенности организации каждые пять лет или ранее по предписанию органов Роспотребнадзора в случае изменения санитарно-эпидемиологической ситуации, а также при реконструкции, изменении в технологическом процессе и т.д.
АО "Порт Ванино" не представлены документы, подтверждающие проведение оценки риска здоровью работающих и подтверждающие приемлемый риск здоровью работающих на рабочих местах с превышением допустимого уровня шума, что является нарушением пункта 3.2.6 СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах".
Установленные в ходе осмотра нарушения повлекли за собой привлечение АО "Порт Ванино к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения юридическим лицом установленного правонарушения, и вина общества подтверждены представленными в дело доказательствами, перечень которых полно приведен в судебных актах в соответствии с материалами дела.
Все исследованные доказательства получили оценку судей обеих инстанций на предмет допустимости, достоверности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее действующие санитарные правила, что свидетельствует о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на ином изложении фактических обстоятельств совершения административного правонарушения, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение их законность.
Как следует из акта проверки, составленного органом государственного надзора 12 ноября 2019 года, у юридического лица запрашивалась для проверки и была представлена программа производственного экологического контроля, по результатам изучения которой установлено отсутствие в ней обязательных сведений, предусмотренных пунктами 3.1-3.9 СП 1.1.1058-01, что свидетельствует о нарушении обществом указанных санитарных правил.
Утверждение разработанного АО "Порт Ванино" проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферу не ставит под сомнение обоснованность привлечения лица к административной ответственности по настоящему делу, поскольку в вину обществу поставлено не отсутствие на предприятии указанных документов, а недолжный лабораторный контроль по некоторым видам загрязняющих веществ: пыли каменного угля, пыли резинового вулканизатора, абразивной пыли.
Возможность юридического лица осуществлять производственный контроль за всеми вредными выбросами в атмосферный воздух, не применяя аналогии в исследованиях, была предметом тщательной проверки судей обеих инстанций и подтверждена состоявшимися по делу выводами, в том числе и применительно к утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 29 августа 2017 года Методическим указаниям МУК 4.1.3487-17 "Методы контроля. Химические факторы. Измерение концентрации угольной пыли в атмосферном воздухе и в воздухе рабочей зоны гравиметрическим методом".
То обстоятельство, что ближайшей к порту специализированной лабораторией утвержденная методика не освоена, не является обстоятельством, освобождающим юридическое лицо от обязанности по соблюдению санитарных правил.
Приведенный в защиту довод не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица, которое имело возможность для соблюдения соответствующих требований, но не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие на предприятии результатов исследований проб питьевой воды, отобранной в гидрантах 3 пирса, паромной переправы, 18 причала за период с июня по сентябрь 2019 года, а также результатов производственного контроля за качеством питьевой воды в разводящей сети автобаза, ПСК, ввод 1 "Чистоводная", ввод 2 "Чистоводная", ввод 3 "Мучек" на микробиологические и санитарно-гигиенические показатели свидетельствует о нарушении пункта 4.1.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, так как подтверждает, что юридическое лицо не исполняет обязанность постоянно контролировать качество воды в точках водоразбора водопроводной сети.
Заключение договора возмездного оказания услуг на исследование питьевой воды не освобождает АО "Порт Ванино" от исполнения обязанности по осуществлению систематического производственного контроля за качеством питьевой воды, которая лежит на предприятии, осуществляющем эксплуатацию системы водоснабжения, и являющемся ответственным за безопасные условия труда работников. Заключением гражданско-правового договора данная обязанность не передается исполнителю услуг.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи 6.3 КоАП РФ с учетом требований статей 3.1, 3.4, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при производстве по делу нижестоящими судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену постановления должностного лица и обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах Горбачевой Г.В. N 446 от 28 ноября 2019 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 20 января 2020 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 13 марта 2020 года в отношении АО "Порт Ванино" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника Безденежных Ю.Ю. в интересах АО "Порт Ванино" - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.