Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Комсомольска-на-Амуре на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 января 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Комсомольска-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Комсомольска-на-Амуре, заинтересованные лица: АО "Дальневосточная генерирующая компания", Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности провести мероприятия, необходимые для постановки на учет сетей теплоснабжения, расположенных в городе Комсомольске-на-Амуре.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы старшего прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Комсомольска-на-Амуре обратился в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Комсомольска-на-Амуре с вышеназванным исковым заявлением и просил обязать администрацию города Комсомольска-на-Амуре провести мероприятия, необходимые для постановки сетей теплоснабжения (718 объектов), расположенных в городе Комсомольске-на-Амуре, путем подачи в уполномоченный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей тепловых сетей - 718 объектов (согласно прилагаемого перечня), с целью внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу с последующим принятием вышеуказанных объектов в муниципальную собственность.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной, на основании обращения директора филиала ХТСК - АО "ДГК", а также на основании пункта 3.10 решения расширенной коллегии прокуратуры Хабаровского края от 5 февраля 2019 года "Об итогах работы органов прокуратуры Хабаровского края в 2018 году и задачах по укреплению законности и правопорядка на 1 полугодие 2019 года", прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре проверки, выявлены нарушения требований действующего законодательства относительно ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления деятельности по постановке на регистрационный учет тепловых сетей как бесхозяйных и принятию их в муниципальную собственность. Так, постановлением главы города Комсомольска-на-Амуре от 24 декабря 2015 года N 3829-па утверждена схема теплоснабжения города Комсомольска-на-Амуре на период с 2015 по 2030 годы, в которой указан перечень бесхозяйных тепловых сетей в количестве 718 объектов. Однако, администрация города Комсомольска-на-Амуре уклоняется от принятия мер к постановке на учет в регистрирующем органе как бесхозяйных объектов, что нарушает права жителей города Комсомольска-на-Амуре на обеспечение надежным и бесперебойным теплоснабжением.
Определением суда от 18 июля 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований (заинтересованные лица) были привлечены АО "Дальневосточная генерирующая компания", Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 августа 2019 года в редакции определения суда об исправлении описки от 24 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 января 2020 года, требования прокурора города Комсомольска-на-Амуре удовлетворены.
25 июня 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Комсомольска-на-Амуре, поданная через Центральный районный суд город Комсомольска-на-Амуре 26 марта 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, по мнению администрации города Комсомольска-на-Амуре действующее законодательство не имеет норм, устанавливающих обязанность принятия бесхозяйного имущества, в том числе тепловых сетей, в собственность муниципального образования. Вопрос о принятии бесхозяйного имущества на учет и последующего признания права собственности муниципального образования на такое имущество должно решаться органом местного самоуправления в каждом конкретном случае с учетом конкретных обстоятельств. При этом, в соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, под бесхозяйными тепловыми сетями понимаются тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации. Администрация города Комсомольска-на-Амуре постановлением от 26 февраля 2016 года N 443-па присвоила Акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" статус Единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности N 001. Спорные сети теплоснабжения предназначены для теплоснабжения конкретных лиц и не обслуживают объекты городского жилищного фонда и социального назначения. Кроме этого, для исполнения оспариваемых судебных актов необходимо будет понести существенные затраты, которые не заложены в местном бюджете.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2020 года, кассационная жалоба администрации города Комсомольска-на-Амуре на вступившие в законную силу судебные акты, и гражданское дело по иску города Комсомольска-на-Амуре, в соответствии с частью 3 статьей 33.1 ГПК РФ, переданы на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 июля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 июля 2020 года приостановлено исполнение решения Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 августа 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 января 2020 года, до окончания производства в Девятом кассационном суде общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения старшего прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно пункту 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Под тепловой сетью понимается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре проверки деятельности органа местного самоуправления - администрации города Комсомольска-на-Амуре, выявлены нарушения требований действующего законодательства относительно ненадлежащего осуществления деятельности по постановке на регистрационный учет тепловых сетей как бесхозных и принятию их в муниципальную собственностью.
Так, постановлением главы города Комсомольска-на-Амуре от 22 мая 2017 года N 1289-па актуализирована схема теплоснабжения города Комсомольска-на-Амуре на период с 2017 года по 2032 год, в котором указан перечень бесхозяйных тепловых сетей. Перечень бесхозяйных тепловых сетей в городе Комсомольске-на-Амуре представлен в Приложении 2 к книге 1, суммарная протяженность которых составляет 116, 165 км. В таблице 2 Приложения 2 к книге 1 указан перечень участков теплотрасс в городе Комсомольске-на-Амуре, собственник которых не известен (не определен), общей протяженностью 112, 103 км.
В настоящее время на территории в города Комсомольска-на-Амуре выявлено 718 бесхозяйных сетей теплоснабжения.
Согласно сообщению Комитета по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре от 13 августа 2019 года, по состоянию на 12 августа 2019 года в работе Комитета находятся бесхозяйные сооружения - теплотрассы в п. Майский, пер.Санитарный, пер.Складской; в отношении иных объектов бесхозяйных тепловых сетей, собственник которых не известен, мероприятия по установлению собственника не проводились.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", и пришли к обоснованному выводу, что орган местного самоуправления обязан выявлять бесхозяйные объекты тепловых сетей и принимать меры к постановке их на учет. Наличие на территории городского округа бесхозяйных объектов, не постановленных на учет и не принятых в муниципальную собственность, создает опасность для неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие должного контроля за их состоянием влечет их ненадлежащее содержание, что нарушает права граждан на бесперебойное снабжение коммунальными услугами.
Довод кассационной жалобы о том, что администрация города Комсомольска-на-Амуре постановлением от 26 февраля 2016 года N 443-па присвоила Акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" статус Единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности N 001, правового значения не имеет, поскольку отсутствуют доказательства передачи на баланс Обществу выявленных 718 объектов бесхозяйных тепловых сетей.
Вопреки доводам кассационной жалобы, действующим законодательством на орган местного самоуправления возложена обязанность поставить бесхозяйные тепловые сети на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие администрации города Комсомольска-на-Амуре с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 августа 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Комсомольска-на-Амуре - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 августа 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 января 2020 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.