Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 15 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 января 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ "Следственный изолятор N 1" Управления ФСИН России по Хабаровскому краю, Управлению ФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, 3-е лицо ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 27" ФСИН России о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы старшего прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Хабаровского края обратился в Кировский районный суд города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц и просил обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю провести текущий ремонт в камерах терапевтического отделения NN 159, 160, 161, 162, 163; психиатрического отделения NN 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131; туберкулёзного отделения NN 93, 94, 95, 97, 98, 99, 100, 101, 105, 106, 108 филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, с учётом требований пунктов 4.2, 4.3, 4.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ от 18 мая 2010 года N 58; обязать ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю организовать финансовое обеспечение расходов для проведения ремонтных работ в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю. Установить срок для исполнения данного решения 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, а также для прохождения стационарного лечения осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях УИС края, функционирует лечебное профилактическое учреждение - "Больница", являющаяся филиалом ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России. В состав филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России вошло три стационарных отделения - терапевтическое, психиатрическое и туберкулёзное, соответствующие палаты для больных заключенных и осужденных, находящихся на стационарном лечении представлены в виде запираемых камер.
На основании соглашения от 15 января 2014 года между ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю осуществление необходимых коммунальных и иных эксплуатационных расходов на содержание зданий, сооружений и помещений, используемых подразделениями медико-санитарной части; своевременное проведение текущего и капитального ремонта; обеспечение поддержания санитарного состояния в жилых и производственных помещениях, а также прилегающих территорий в соответствии с требованиями санитарного законодательства, возложено на территориальный орган - ФСИН России по Хабаровскому краю. В ходе проведённой в мае 2019 года прокуратурой Хабаровского края проверки соблюдения законов при организации медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, выявлены нарушения требований статей 23, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 101 Уголовно- исполнительного кодекса РФ (далее -УИК РФ), а также санитарно-эпидемиологических требований, связанные с ненадлежащими условиями содержания в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, предназначенных для содержания стационарных больных из числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных. По фактам выявленных нарушений, в адрес врио начальника УФСИН России по Хабаровскому краю 3 июня 2019 года внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого УФСИН России по Хабаровскому краю и администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю никаких исчерпывающих мер, направленных на приведение камер стационарных отделений в указанном следственном изоляторе в соответствие с предъявляемыми требованиями, не приняты, что свидетельствует о нарушении прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Определением суда от 18 сентября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (заинтересованное лицо) было привлечено ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 27" ФСИН России.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 15 октября 2019 года административные исковые требования прокурора Хабаровского края удовлетворены, с установлением срока исполнения решения суда 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 января 2020 года решение Кировского районного суда города Хабаровска от 15 октября 2019 года в части возложения на ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю организовать финансовое обеспечение расходов для проведения ремонтных работ в камерах терапевтического отделения, психиатрического отделения, туберкулёзного отделения филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России отменено, в указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении данных требований отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
29 июня 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, поданная через Кировский районный суд города Хабаровска 21 апреля 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права. Так, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю является федеральным казённым учреждением и не вправе, при отсутствии бюджетного финансирования, производить закупки, заключать государственные контракты. Требования прокурора направлены на вмешательство в бюджетный процесс, не основаны на действующем законодательстве, и их удовлетворение приведёт к нецелевому использованию бюджетных средств, что недопустимо. Кроме этого, в материалах дела отсутствуют доказательства необходимости проведения текущего либо капитального ремонта в камерах.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2020 года, кассационная жалоба ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю на вступившие в законную силу судебные акты, и гражданское дело по иску прокурора Хабаровского края, в соответствии с частью 3 статьей 33.1 ГПК РФ, переданы на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 июля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения старшего прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, письменные возражения прокурора Хабаровского края, письменный отзыв УФСИН России по Хабаровскому краю, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и гражданского дела не усматривается.
Положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. На основании статьи 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ) следственные изоляторы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
В соответствии с пунктом 9 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно статье 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1). Администрация исправительных учреждений несёт ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть 3).
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой прокуратурой Хабаровского края проверки соблюдения законов при организации медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, а также санитарно-эпидемиологических требований, связанных с ненадлежащими условиями содержания в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, предназначенных для содержания стационарных больных из числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Так, в камерах терапевтического отделения NN 159, 160, 161, 162, 163; психиатрического отделения NN 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131; туберкулёзного отделения NN 93, 94, 95, 97, 98, 99, 100, 101, 105, 106, 108 филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России требуется проведение текущего ремонта, поскольку на стенах и потолке камер имеется отслоение штукатурки, краски, отмечены грибковые образования, подлежит ремонту и замене санитарно-техническое оборудование.
В ходе проверки установлено, что лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным к лишению свободы, содержащимся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, предоставляет специально созданное для этих целей ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 27" ФСИН России; на территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю функционирует лечебное профилактическое учреждение - "Больница", являющаяся филиалом ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 27" ФСИН России, в которое вошли стационарные отделения: терапевтическое, психиатрическое, туберкулёзное, и соответствующие палаты для больных заключенных и осужденных, находящихся на стационарном лечении, представлены в виде запираемых камер.
На основании Соглашения, заключенного между ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 27" ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю 15 января 2014 года, осуществление необходимых коммунальных и иных эксплуатационных расходов на содержание зданий, сооружений и помещений, используемых подразделениями медико-санитарной части, своевременное проведение текущего и капитального ремонта; обеспечение поддержания санитарного состояния в жилых и производственных помещениях, а также прилегающих территорий в соответствии с требованиями санитарного законодательства, возложено на территориальный орган УИС - УФСИН России по Хабаровскому краю.
По фактам выявленных нарушений в адрес врио начальника УФСИН России по Хабаровскому краю 3 июня 2019 года внесено представление об устранении нарушений медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы.
4 июля 2019 года начальником УФСИН России по Хабаровскому краю на имя заместителя прокурора Хабаровского края направлено сообщение о рассмотрении представления и проведении служебной проверки по фактам нарушений, изложенных в представлении.
В силу пункта 5 статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющем бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
При этом, суд первой инстанции, удовлетворяя административные исковые требования прокурора Хабаровского края, в своём решении указал, как на достоверно установленный факт, что камеры терапевтического отделения NN 159 - 163, туберкулёзного отделения NN 93 - 95, 97 - 101, 105, 106, 108, психиатрического отделения NN 124 - 131 филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России нуждаются в проведении текущего ремонта, а УФСИН России по Хабаровскому краю является распорядителем бюджетных средств.
Суд апелляционной инстанций, отменяя решение суда первой инстанции в части возложения на ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю организовать финансовое обеспечение расходов для проведения ремонтных работ, и отказывая в удовлетворении административных исковых требований в данной части, пришел к выводу, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения документа, должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов. В остальной части признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в материалах дела имеются доказательства необходимости проведения текущего ремонта в определённых камерах терапевтического, психиатрического и туберкулёзного отделений филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России.
Доводы кассационной жалобы о том, что требования прокурора направлены на вмешательство в бюджетный процесс, являются несостоятельными, поскольку заявлены в силу соответствующих правовых оснований и направлены на исполнение требований действующего законодательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой в части и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 15 октября 2019 года в неотменённой части, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.