Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Анучинского районного суда Приморского края от 27 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ в лице филиала по Восточному военному округу, войсковой части 59025 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона обратился в Анучинский районный суд Приморского края в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением к Министерству обороны РФ и просил признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ, связанное с не проведением капитального ремонта здания котельной N 234; обязать административного ответчика произвести капитальный ремонт здания котельной N 234 в срок до 31 декабря 2019 года, а именно: перекрытий, стен, кровли, инженерных систем здания (электро-, водо-, теплоснабжение и водоотведение).
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора указал, что в ходе проведённой прокуратурой в июне 2019 года проверки, обусловленной вопросами содержания и эксплуатации здания котельной N234, расположенной по адресу: Приморский край, Анучинский район, село Чернышевка, военный городок N 61, установлено, что с момента ввода в эксплуатацию здания котельной (1979 год), капитальный ремонт не проводился. Согласно актам осмотра системы теплоснабжения, гидравлического испытания на плотность оборудования котельной N 234 и тепловых сетей N 9 от 20 марта 2019 года перекрытия, стены, кровля, инженерные системы (электро-, водо-, теплоснабжение и водоотведения здания) требуют капитального ремонта. Котельная является собственностью Министерства обороны РФ и ненадлежащее исполнение административным ответчиком обязанностей собственника, существенно нарушает права гражданского персонала, обеспечивающего функционирование котельной, на санитарно-эпидемиологическое благополучие, может привести к обрушению котельной, создает предпосылки к срыву отопительного сезона, а также может привести к наступлению иных тяжких последствий.
Определением суда от 24 октября 2019 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ в лице филиала по Восточному военному округу, войсковая часть 59025.
Решением Анучинского районного суда Приморского края от 27 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 марта 2020 года, административные исковые требования заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона удовлетворены частично: признано незаконным бездействие Министерства обороны РФ, филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ, выразившееся в неосуществлении капитального ремонта здания котельной N 234, расположенной на территории войсковой части N 59025 в военном городке N 61 села Чернышевка Анучинского района Приморского края; на Министерство обороны РФ, филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ возложена обязанность произвести капитальный ремонт здания котельной N 234, расположенной в военном городке N 61 села Чернышевка Анучинского района Приморского края на территории войсковой части N59025, а именно: перекрытий, стен и кровли здания, инженерных систем здания (электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения) в срок до 1 июля 2020 года.
7 июля 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства обороны РФ, поданная через Анучинский районный суд Приморского края 26 июня 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона.
В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, в соответствии с нормативными актами обязанность выполнять капитальный ремонт в отношении здания котельной N 234 возложена на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице филиала по Восточному военному округу, как и обязанность по формированию заявочных планов на текущий год. Судами не установлено, в чём именно выражается бездействие Министерства обороны РФ, не учтена необходимость включения котельной в план капитального ремонта для выделения лимитов бюджетных обязательств, а также, что к котельной N 234 подключено здание гаража, которое не является зданием жилищного фонда. Военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления. Полагает, что производство по делу должно быть прекращено, поскольку круг лиц, в защиту которых подано заявление прокурором, является определенным (работники, состоящие на должностях в войсковой части 59025).
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 июля 2020 года кассационная жалоба Министерства обороны РФ передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, письменные возражения 32 военной прокуратуры гарнизона, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 1, 9 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ) общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности, обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утверждённого схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить, в том числе, функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой в июне 2019 года 32 военной прокуратурой гарнизона проверки содержания и эксплуатации здания котельной N 234, расположенной на территории войсковой части N 59025 по адресу: Приморский край, Анучинский район, село Чернышевка, военный городок N 61, выявлено, что нарушаются права гражданского персонала, обеспечивающего функционирование котельной, на санитарно-эпидемиологическое благополучие, поскольку отсутствие ремонта может привести к обрушению котельной и наступлению тяжких последствий, создает предпосылки к срыву отопительного сезона 2019-2020 годов
Данная котельная поставляет тепловую энергию в здание гаража, расположенного по указанному адресу; с момента ввода котельной в эксплуатацию (1979 год), капитальный ремонт здания и оборудования не проводился; согласно акту осмотра системы теплоснабжения и акту гидравлического испытания на плотность оборудования котельной и тепловых сетей N 9 от 20 марта 2019 года, перекрытия, стены, кровля, инженерные системы требуют капитального ремонта.
Котельная N 234, расположенная на территории войсковой части 59025 по адресу: Приморский край, Анучинский район, село Чернышевка, военный городок N 61, является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ и находится в оперативном управлении ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ в лице филиала по Восточному военному округу.
Уставом ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" установлено, что основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ. Обязанностью Учреждения является осуществление капитального и текущего ремонта, реконструкции недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование.
Согласно приказу Министерства обороны РФ от 30 декабря 2017 года N 860 "Об утверждении руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации", ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" предназначено для контроля за исполнением контрактов и организации коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооруженных Сил РФ за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания.
Пунктом 15 Руководства установлено, что жилищно-коммунальная служба ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" несёт ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2017 года N 860 "Об утверждении руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил РФ", и пришли к обоснованному выводу, что Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице филиала по Восточному военному округу допущено незаконное бездействие, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию и капитальному ремонту здания, в связи с чем возложили на указанных лиц обязанность по обеспечению капитального ремонта здания котельной и инженерных систем здания, как на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции полномочия собственника имущества Вооруженных Сил РФ, и организацию, в оперативном управлении которой находится котельная.
Судами установлено, что неисполнением ответчиками - Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России своих обязанностей по надлежащему содержанию и капитальному ремонту здания котельной инв. N 234 существенно нарушаются права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, жилищные права граждан, и может привести к обрушению котельной и наступлению тяжких последствий, создает предпосылки к срыву отопительного сезона 2019-2020 годов.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства по делу, в том числе заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Доводы кассационной жалобы о том, что военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления, являются несостоятельными, в силу статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура, в том числе, осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами военного управления, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, органами исполнительной власти, органами военного управления.
Довод кассационной жалобы о том, что производство по делу должно быть прекращено, поскольку круг лиц, в защиту которых подано заявление прокурором, является определённым (работники, состоящие на должностях в войсковой части 59025), является не обоснованным, поскольку административный иск заявлен заместителем военного прокурора в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационных жалоб.
Несогласие Министерства обороны РФ с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Анучинского районного суда Приморского края от 27 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.