Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Актилеев К.Г. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 5 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Актилеев К.Г. к Управлению Министерства внутренних дел по Приморскому краю о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Актилеева К.Г. - Сливко Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также возражения против кассационной жалобы представителя Управления Министерства внутренних дел по Приморскому краю Отлётовой Н.Б, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Актилеев К.Г. обратился в Уссурийский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел по Приморскому краю (далее - УМВД России по Приморскому краю) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты и о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он проходил службу в органах внутренних дел с 1 июля 2004 года по 8 октября 2018 года. Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Приморскому краю от 18 января 2013 года он принят на учёт на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья с составом семьи из трёх человек. Позже, 31 октября 2014 года в связи с рождением дочери его учётные данные были изменены, единовременная социальная выплата должна предоставляться ему на состав семьи из четырёх человек.
Между тем до настоящего времени его право на получение указанной выплаты не реализовано. На основании договора найма специализированного жилого помещения он и члены его семьи в настоящее время проживают в общежитии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Приморская государственная сельскохозяйственная академия", однако 24 сентября 2019 года Актилееву К.Г. выдано уведомление о необходимости освободить занимаемое жилое помещение.
2 октября 2019 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении выплаты, в удовлетворении которого ему было отказано.
Актилеев К.Г. полагает, что данное решение является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, поскольку исходя из содержания части 8 статьи 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3) в последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчёт.
С учётом изложенного, административный истец просил суд признать неправомерными действия должностных лиц УМВД России по Приморскому краю об отказе в предоставлении ему единовременной выплаты для приобретения либо строительства жилья; возложить на административного ответчика обязанность произвести ему социальную выплату для приобретения или строительства жилья.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 5 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 марта 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Актилеева К.Г. было отказано.
17 июля 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная им 2 июля 2020 года через Уссурийский районный суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Уссурийского районного суда Приморского края от 5 декабря 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 марта 2020 года по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при соответствии сотрудника условиям, установленным в пунктах 1-7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Положениями части 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ установлено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Сотрудник и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учёте в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трёх и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учёт в том же году (часть 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила предоставления ЕСВ), согласно пункту 31 которых единовременная выплата предоставляется в порядке очередности принятия на учёт, однако сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы с правом на пенсию, состоящие на учёте в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты и имеющие трёх и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы с правом на пенсию, принятыми на учёт в том же году. Сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы с правом на пенсию, состоящим на учёте в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты, которые имеют преимущественное право на предоставление единовременной выплаты, предоставление такой выплаты осуществляется в порядке очередности принятия их на учёт.
Определённый частью 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ и пунктом 31 Правил предоставления ЕСВ перечень лиц, имеющих преимущественное право на предоставление единовременной выплаты, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Приморскому краю от 18 января 2013 года, утверждённым распоряжением начальника УМВД России по Приморскому краю от 1 февраля 2013 года N, инспектор дорожно-патрульной службы отдельного батальона дорожно-патрульной службы отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по городу Уссурийску Актилеев К.Г. принят на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из трёх человек и включён в список очередников с присвоением уникального номера N.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Приморскому краю от 31 октября 2014 года, утверждённым распоряжением начальника УМВД России по Приморскому краю от 10 ноября 2014 года N, инспектор дорожно-патрульной службы отдельного батальона дорожно-патрульной службы отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по городу Уссурийску Актилеев К.Г. принят на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из четырёх человек с сохранением прежнего уникального номера N
Приказом начальника ОМВД России по городу Уссурийску от 26 сентября 2018 года Nл/с Актилеев К.Г. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ (то есть по выслуге лет, дающей право на получение пенсии); выслуга лет на день увольнения административного истца составляла в календарном исчислении 23 года 3 месяца 7 дней, в льготном исчислении - 33 года 4 месяца 12 дней.
9 октября 2019 года в УМВД России по Приморскому краю поступило письменное обращение Актилеева К.Г, в котором ставился вопрос о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Письмом от 18 октября 2019 года за исходящим N за подписью начальника тыла УМВД России по Приморскому краю ФИО5 Актилееву К.Г. было сообщено, что единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения будет предоставлена ему в порядке очередности при выделении соответствующих денежных средств из федерального бюджета (номер административного истца в очереди 94); к льготным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством преимущественное право на получение единовременной социальной выплаты, заявитель не относится; размер единовременной социальной выплаты будет рассчитан на дату принятия решения о предоставлении выплаты.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что у административного истца имеется право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, решений об исключении его из числа получателей такой выплаты административный ответчик не принимал. В то же время, сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел, которые не имеют преимущественного права на получение единовременной социальной выплаты, могут реализовать своё право только в порядке очерёдности, поскольку иное нарушало бы права других лиц, принятых на соответствующий учёт ранее Актилеева К.Г. и имеющих с ним равные права на получение единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что приведённые выводы нижестоящих судов, изложенные в решении и апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, оценёнными судами по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются с нормами права, регулирующими соответствующие правоотношения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 4 февраля 2014 года N 234-О, 235-О, от 5 марта 2014 года N 505-О, право на жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.
По делу установлено, что у административного истца не имеется преимущественного права на предоставление ему единовременной выплаты перед другими сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы с правом на пенсию, принятыми на учёт в том же году, в связи с чем, право административного истца может быть реализовано только в порядке очередности. Следовательно, получение административным истцом такой единовременной социальной выплаты не может происходить за счёт нарушения прав иных лиц, которые также стоят в очереди на получение соответствующей выплаты.
Кроме того, единовременная социальная выплата не может рассматриваться в качестве денежных средств, которые подлежат выплате сотруднику органов внутренних дел при его увольнении в последний день службы при окончательном расчёте (часть 8 статьи 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ), поскольку правовые основания для получения окончательного расчёта при увольнении и получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения различны.
Ссылки в кассационной жалобе на нуждаемость Актилеева К.Г. и членов его семьи в жилом помещении, на длительный срок непредоставления ему единовременной социальной выплаты не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку такие обстоятельства не свидетельствуют о наличии у Актилеева К.Г. преимущественного права на получение такой выплаты.
Иные доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильных выводов нижестоящих судов, по существу эти доводы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая основана на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 5 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Актилеев К.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.