Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Савченков О.А. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 16 января 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Савченков О.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, государственному регистратору Хомякова А.И. о признании незаконным решения и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Савченков О.А. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - Управление Росреестра по Камчатскому краю), государственному регистратору Управления Росреестра по Камчатскому краю Хомяковой А.И. о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и о возложении обязанности.
В обоснование своих требований административный истец указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи от 22 июня 1993 года, заключённого между ним и ФИО7, который был удостоверен нотариусом города Елизово Камчатской области ФИО6
13 мая 2019 года административный истец обратился в краевое государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае" (далее - МФЦ) с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, приложив к нему копию договора купли-продажи от 22 июня 1993 года и свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землёй от 16 октября 1992 года, которое получил предыдущий собственник - ФИО7
Уведомлением от 22 августа 2019 года Савченкову О.А. отказано в государственной регистрации права в связи тем, что в Едином государственном реестре недвижимости не содержится сведений о регистрации права собственности ФИО7 в отношении заявленного объекта недвижимости, и тем, что в материалах государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, и архивных материалах, находящихся на хранении в Управлении Росреестра по Камчатскому краю, сведений о регистрации договора купли-продажи от 22 июня 1993 года не имеется.
По мнению административного истца, такое решение государственного регистратора Управления Росреестра по Камчатскому краю Хомякова А.И. противоречит действующему законодательству о государственной регистрации недвижимости, а также нарушает его права и законные интересы.
С учётом изложенного, Савченков О.А, просил суд признать незаконным указанное выше решение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", а также возложить на Управление Росреестра по Камчатскому краю обязанность зарегистрировать право собственности Савченкова О.А. на данный земельный участок.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 16 января 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Савченкова О.А. было отказано.
28 июля 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Савченкова О.А, поданная им 16 июля 2020 года через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия суда кассационной инстанции считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22 октября 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 16 января 2020 года по результатам изучения доводов кассационной жалобы не усматривается.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершённые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Статьёй 2 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" (далее - Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4196-1) было установлено, что продажа земельного участка для целей, указанных в статье 1 данного Закона (для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки), производится его собственником самостоятельно путём договора с покупателем либо с помощью районного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеустройству путём проведения в установленном порядке конкурса или аукциона. Договор купли-продажи (купчая) земельного участка подлежит нотариальному удостоверению и регистрации в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Пунктом 7 Порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 года N 503 (далее - Порядок купли-продажи), предусматривалось, что право собственности на земельный участок переходит от продавца к покупателю с момента регистрации районным (городским) комитетом по земельным ресурсам и землеустройству нотариально удостоверенной купчей. Право собственности покупателя на землю регистрируется местной администрацией, при этом документ, удостоверяющий право собственности продавца на участок, утрачивает силу или в него вносятся необходимые изменения, а покупателю участка выдается документ, удостоверяющий право собственности на купленный участок.
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Как установлено частями 1, 2 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершённой после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 13 мая 2019 года Савченков О.А. через МФЦ обратился в Управление Росреестра по Камчатскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
К данному заявлению административным истцом были приложены договор купли-продажи указанного земельного участка от 22 июня 1993 года, заключенный между ним и "адрес" а также свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землёй от 16 октября 1992 года, выданное "адрес".
Договор купли-продажи от 22 июня 1993 года был удостоверен нотариусом г. Елизово Камчатской области ФИО6 (реестровый N). В то же время, каких-либо отметок о регистрации данного договора в местной администрацией (Елизовском комитете по земельным ресурсам и землеустройству) в соответствии с требованиями действовавшего на момент его заключения Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4196-1 и Порядка купли-продажи не имелось.
22 мая 2019 года Савченкову О.А. за подписью государственного регистратора Управления Росреестра по Камчатскому краю Хомяковой А.И. направлялось уведомление о приостановлении государственной регистрации прав до 22 августа 2019 года на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ. Заявителю также было сообщено о направлении запроса в отдел государственного земельного надзора, геодезии и картографии землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Камчатскому краю (далее - отдел государственного земельного надзора Управления Росреестра по Камчатскому краю) в целях получения сведений о том, был ли зарегистрирован договор купли-продажи от 22 июня 1993 года в установленном законом порядке или нет.
Согласно письменной информации от 23 мая 2019 года N поступившей государственному регистратору из отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Камчатскому, договор купли-продажи земельного участка от 22 июня 1993 года в книге регистрации договоров купли-продажи зарегистрирован не был.
9 и 23 июля 2019 года Савченкову О.А. направлялись уведомления о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав, в которых административному истцу указывалось на отсутствие оснований для возобновления действий по осуществлению государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
Уведомлением от 22 августа 2019 года в соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственный регистратор Управления Росреестра по Камчатскому краю Хомякова А.И. отказала Савченкову О.А. в государственной регистрации права в связи с истечением установленного срока приостановления государственной регистрации прав. Дополнительно в уведомлении указывалось, что в Едином государственном реестре недвижимости не содержится сведений о регистрации права собственности ФИО7 в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", и что в материалах государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, и архивных материалах, находящихся на хранении в Управлении Росреестра по Камчатскому краю, сведений о регистрации договора купли-продажи от 22 июня 1993 года не имеется.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали в решении и апелляционном определении, что для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок к Савченкову О.А. на основании договора от 22 июня 1993 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ необходимо либо наличие государственной регистрации ранее возникшего права собственности продавца земельного участка в Едином государственным реестре недвижимости либо регистрация договора купли-продажи от 22 июня 1993 года в местном комитете по земельным ресурсам и землеустройству в соответствии с требованиями действовавшего на момент заключения договора Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4196-1.
Поскольку такие необходимые условия в данном случае отсутствовали, суды пришли к верному выводу о том, что государственный регистратор Управления Росреестра по Камчатскому краю 22 августа 2019 года был вправе принять решение об отказе в государственной регистрации права собственности Савченкова О.А. на земельный участок.
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, нижестоящие суды правильно определили характер правоотношений между сторонами дела, а также нормы материального права, подлежащие применению в данном случае, имеющиеся в деле доказательства были надлежащим образом оценены судами по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, то обстоятельство, что суды не признали обязательной явку в судебное заседание государственного регистратора Управление Росреестра по Камчатскому краю Хомяковой А.И, не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов. Исходя из положений части 7 статьи 226 КАС РФ суд может признать обязательной явку в судебное заседание лица, наделённого государственными или иными публичными полномочиями, принявшего оспариваемое решение либо совершившего оспариваемое действие (бездействие), следовательно, суд не обязан в каждом случае удовлетворять ходатайство административного истца о признании явки в судебное заседание одного из административных ответчиков обязательной. Необходимо отметить, что со стороны Управления Росреестра по Камчатскому краю суду был представлен подробный письменный отзыв на административное исковое заявление с приложением документов, обосновывающих позицию регистрирующего органа по заявленным требованиям, кроме того, представитель Управления Росреестра по Камчатскому краю принимал участие в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций.
Также не может рассматриваться в качестве нарушения процессуальных требований то, что в 2018 году Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края и судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в том же составе судей рассматривали другое административное дело (N 2а-4682/2018) по административному исковому заявлению Савченкова О.А. об оспаривании решения государственного регистратора Управления Росреестра по Камчатскому краю ФИО8 об отказе в регистрации права собственности на земельный участок, поскольку настоящее административное дело является новым делом, в рамках которого административный истец обжалует решение об отказе в государственной регистрации права собственности от 22 августа 2019 года, следовательно, установленный пунктом 1 части 1 статьи 31 КАС РФ запрет для судей на повторное участие в рассмотрении одного и того же административного дела здесь применим быть не может.
Иные доводы кассационной жалобы о том, что для регистрации перехода права собственности на земельный участок было достаточно представленных со стороны административного истца свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землёй от 16 ноября 1992 года N, выданного ФИО7, и договора купли-продажи от 22 июня 1993 года, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию Савченкова О.А, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая основана на неверном субъективном толковании норм материального права.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделён.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 16 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Савченков О.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.