Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Денисова Ю.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Криворучко Николая Игоревича на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2019 года (дело N 2а-557/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 марта 2020 года (дело N 33а-1268/2020) по административному делу по административному исковому заявлению Криворучко Н.И. к Управлению Росреестра по Москве об оспаривании решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В, выслушав объяснения административного истца Криворучко Н.И, поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителя Департамента городского имущества города Москвы Мусина Д.И, возражения представителя Управления Росреестра по Москве Власова Д.Е, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Управления Росреестра по Москве от 16 июля 2019 года N Криворучко Н.И. отказано во внесении сведений о ранее учтённом земельном участке по адресу: г. ФИО4, "адрес", на основании пункта 2 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с непредоставлением документов содержащих решения о предоставлении гражданину земельного участка.
Криворучко Н.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным данного решения, и возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о ранее учтённом земельном участке.
Требования мотивированы тем, что он представил в регистрирующий орган все необходимые документы, подтверждающие постоянное (бессрочное) пользование этим земельным участком его матери Криворучко В.Н, исходя из её статуса члена дачно-строительного кооператива им. Ларина (далее - ДСК им. Ларина), а именно: письмо ГБУ МосгорБТИ б/н о проведении технической инвентаризации участка на дату обследования ДД.ММ.ГГГГ; архивная копия плана участка по состоянию на 24.08.19599 с внесё ФИО5 изменениями ДД.ММ.ГГГГ; временное удостоверение N от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации факта использования земельного участка по адресу: "адрес", ФИО2
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 марта 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Криворучко Н.И. ставит вопрос об отмене судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20 июля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, возражения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене состоявшихся по делу судебных актов, в связи со следующим.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Такие нарушения были допущены судами обеих инстанций.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суды обеих инстанций исходили из того, что представленные Криворучко Н.И. документы не содержали сведения, позволяющие считать земельный участок такой объект недвижимости ранее учтенным, не могли рассматриваться в качестве правоустанавливающих документов и не позволяли Управлению Росреестра по Москве осуществить соответствующие регистрационные действия в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. ФИО4, "адрес".
Между тем, с таким выводом судов согласиться нельзя.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона (часть 3).
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 1Э7-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пункт 1).
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (пункт 3 названной статьи).
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4).
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзацы первый, третий и четвертый пункта 9.1).
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66- ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшим до 1 марта 2015 года, устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплён такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет. Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 года не требуется.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Статьей 14 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в числе прочего, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункты 1 и 6 части 2).
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости технический учёт или государственный учёт объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: 1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания; 2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи; 3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; 4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе (часть 8 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости).
Из материалов дела усматривается, что земельный участок по адресу: г. ФИО4, "адрес", не исключен из оборота, находится в едином массиве земель ДСК им. Ларина, созданного более 80 лет назад, который был образован в системе рабочего жилищного строительного кооператива транспортников в 1931 году с отводом земельного участка площадью 114 га в бессрочное пользование, что утверждено актом президиума коммунистического рабочего исполнительного комитета от 29 апреля 1931 года.
Устав ДСК им. Ларина зарегистрирован 15 июня 1932 года. В соответствии с этим уставом ДСК создан в целях освоения свободных городских и пригородных земельных участков в порядке отвода их органами коммунального хозяйства и организации на них коллективных садов и огородов. В дальнейшем из общей площади, предоставленного кооперативу участка неоднократно производились изъятия земельных участков различной площади, как на нужды города, так и в качестве неосвоенных частей. На основании постановления ЦИК и СНК СССР от 19 октября 1937 года за ДСК им. Ларина как за кооперативом, погасившем госсуду, в бесспорном порядке закреплен земельный участок площадью 61, 5 га на тех же основаниях (бессрочное пользование).
Согласно новому уставу ДСК в редакции от 27 февраля 1940 года ДСК им. Ларина имеет право получить в отводимом городским советом или земельными органами для дачного строительства районе земельные участки в бессрочное пользование и возводить на них дачные и служебные строения. Решением исполнительного комитета Краснополянского районного Совета депутатов трудящихся от 29 ноября 1946 года установлены фактические границы ДСК в натуре, утвержден план землепользования. Временным удостоверением Московского земельного комитета от 10 декабря 1992 года установлен факт использования ДСК им. Ларина земельного участка, площадью 48 га в городе Москве.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. ФИО4, "адрес", входит в границы земельного участка, отведенного ДСК им. Ларина на праве бессрочного пользования Актом от ДД.ММ.ГГГГ и Актом от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный земельный участок, на котором расположен дом, был предоставлен матери административного истца Криворучко Т.Н. на основании протокола N 1 общего собрания членов ДСК им. Ларина 12 июля 1964 года (л.д.48-50).
По уставу ДСК им. Ларина принятие в члены кооператива и закрепление земельного участка сопровождается оформлением решения общего собрания кооператива. С момента вынесения подобного решения у члена кооператива возникает бессрочное право пользования домом и земельным участком.
Криворучко Н.И. является членом ДСК им. Ларина (протокол общего собрания N 02-2016 от 26.06.2016) на основании вступления в наследство после смерти матери Криворучко Татьяны Николаевны, является пользователем земельного участка площадью 1156 кв.м, указанный участок находится в границах ДСК им. Ларина (л.д. 42).
По сведениям архивной учётно-технической документации, хранящейся в инвентарном деле по адресу: г. ФИО4, "адрес", принятой на постоянное хранение в рамках исполнения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", имеется план усадебного участка по состоянию на 24.08.1959 с внесенными изменениями 04.02.1986 (л.д. 43-45).
В указанном инвентарном деле имеются также сведения о проведении технической инвентаризации участка на дату обследования 04.02.1986 площадью 1130 кв.м. (л.д 47).
22 июня 1993 года Московским земельным комитетом зарегистрирован факт использования Криворучко Татьяной Николаевной земельного участка площадью 1156 кв.м. с адресными ориентирами: город Москва, ДСК им. Ларина, выдано временное удостоверение N, которое являлось основанием для предоставления льгот по земельным платежам в соответствии с распоряжением Вице-мэра г. Москвы "О порядке учёта земель и регистрации прав на земельные участки" (л.д. 52).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также анализируя указанные нормы действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, поскольку земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании Криворучко Н.И, основанном на членстве в ДСК им. Ларина, документы, исходящие от данного кооператива, подтверждающие правомерность пользования земельным участком, а также архивные документы из ГБУ города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, имеют особое юридическое значение как правоустанавливающие документы и являются основанием для внесения сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН на испрашиваемый земельный участок.
При рассмотрении данного дела суды обеих инстанций не учли приведенные выше нормы права, в связи с чем, дали неправильную оценку документам, исходящим от ДСК им. Ларина и ГБУ города Москвы МосГорБТИ, имеющим доказательственное значение для правильного разрешения и рассмотрения настоящего дела.
На основании изложенного судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы Криворучко Н.И. о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, заслуживающими внимания, а обжалуемые судебные акты - принятыми с существенными нарушениями норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом публичных интересов.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем, они подлежат отмене.
Поскольку, все имеющие юридическое значение по делу фактические обстоятельства судами были установлены, судебная коллегия считает возможным принять новое решение об удовлетворении требований административного истца.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бутырского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 марта 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе ФИО1 во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке по адресу: г. ФИО4, "адрес".
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность осуществить внесение сведений о ранее учтенном земельном участке в единый государственный реестр недвижимости.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Ссуда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.