Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Денисова Ю.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Улыбина Сергея Ивановича на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 6 июля 2018 года (дело N 2а-158/2018) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 февраля 2019 года (дело N 33-5248/2019) по административному делу по административному исковому заявлению Улыбина С.И. к ЦСО "Чертаново Северное" (филиал ГБУ ТЦСО "Чертаново"), ОСЗН района Чертаново Северное ЮАО г. Москвы) о признании отказа в получении срочных социальных услуг незаконным и недействительным, возложении обязанности осуществить предоставление срочной социальной услуги.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В, выслушав возражения представителей Управления социальной защиты населения ЮАО г. Москвы Абрамовой И.С. и Побоки А.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Улыбин С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к ЦСО "Чертаново Северное" (филиал ГБУ ТЦСО "Чертаново"), ОСЗН района Чертаново Северное ЮАО г. Москвы) о признании отказа в получении срочных социальных услуг незаконным и недействительным, возложении обязанности осуществить предоставление срочной социальной услуги, о взыскании неустойки, административного штрафа, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что 1 февраля 2018 года он обратился в ОСЗН района Чертаново Северное г. Москвы с заявлением о предоставлении срочной социальной услуги в виде электронного социального сертификата на продукты. Решением от 2 февраля 2018 года в этом ему было отказано по причине неполного предоставления пакета документов, а именно, отсутствовал акт обследования материально-бытовых и социальных условий проживания претендента на получение социальной услуги.
Определением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2018 года Улыбину С.И. отказано в принятии административного искового заявления в части взыскания неустойки, административного штрафа, компенсации морального вреда.
В апелляционном порядке данное определение не обжаловалось.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 6 июня 2018 года решение ОСЗН района Чертаново Северное г. Москвы от 2 февраля 2018 года об отказе в признании Улыбина С.И. нуждающимся в социальном обслуживании в предоставлении срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата, признано незаконным, на ЦСО "Чертаново Северное" филиал ГБУ ТЦСО "Чертаново", ОСЗН района Чертаново Северное г. Москвы возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Улыбина С.И. от 1 февраля 2018 года о предоставлении срочной социальной услуги.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 февраля 2019 года, решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Улыбина С.И. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Улыбин С.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в части возложения обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть его заявление о предоставлении социальной услуги, в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права. Улыбин С.И. полагает, что суд должен был самостоятельно рассмотреть вопрос о предоставлении ему срочной социальной услуги, не возлагая обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть его заявление.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24 июля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителей административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно статье 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно (статья 15 названного Федерального закона).
Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя (часть 2 статьи 21 названного Федерального закона).
Как видно из материалов дела и установлено судом, 01 февраля 2018 года Улыбин С.И. обратился в ОСЗН района Чертаново Северное г. Москвы с заявлением о предоставлении срочной социальной услуги в виде электронного социального сертификата на продукты питания.
Решением ОСЗН района Чертаново Северное г. Москвы от 02 февраля 2018 года Улыбину С.И. отказано в признании нуждающимся в социальном обслуживании в связи с неполным пакетом документов для признания его нуждающимся в предоставлении срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата, на том основании, что отсутствовал акт обследования материально-бытовых и социальных условий его проживания.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 года N 215-ПП "О порядке оказания в городе Москве адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации" (вместе с "Положением о порядке оказания адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации") адресная социальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке (далее - также заявители), оказывается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, управлениями социальной защиты населения города Москвы, центрами социального обслуживания, подведомственными Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - органы и учреждения социальной защиты населения) в порядке, определенном настоящим Положением, согласно которому адресная социальная помощь предоставляется гражданам в виде материальной (денежной) помощи, продовольственной помощи, вещевой помощи и имеет заявительный характер. При поступлении заявления органы и учреждения социальной защиты населения проводят обследование материально-бытовых условий проживания заявителя и его семьи, в том числе совместно с представителями органов исполнительной власти города Москвы и общественных организаций, по результатам которого составляется акт обследования материально-бытовых условий проживания (далее - акт обследования). К заявлению прилагаются: копия справки о субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или справки о доходах заявителя из управления социальной защиты населения города Москвы и Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области; копия справки Государственного казенного учреждения города Москвы Инженерной службы района города Москвы; справка медицинской организации о наличии заболевания диабетом в случае нуждаемости в диабетическом продовольственном наборе; акт обследования.
Согласно пункту 2.8 Постановления Правительства Москвы от 26.12.2014 N 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в городе Москве" (вместе с "Порядком предоставления гражданам социальных услуг в городе Москве", "Регламентом межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации социального обслуживания и социального сопровождения граждан в городе Москве", Уполномоченным органом в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляется проверка представленных сведений.
Уполномоченный орган в срок не позднее трех рабочих дней со дня регистрации заявления устанавливает размер среднедушевого дохода гражданина для целей предоставления социального обслуживания и организует обследование материально-бытовых и социальных условий проживания гражданина по месту его жительства, по результатам которого составляется акт обследования материально-бытовых и социальных условий проживания по форме, утвержденной Департаментом (пункт 2.9).
Удовлетворяя административные требования Улыбина С.И, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, обоснованно исходил из того, что не предоставление истцом при подаче заявления о предоставлении срочной социальной услуги акта об обследования материально-бытовых и социальных условий проживания, не может являться основанием для отказа в назначении социальной услуги, поскольку обязанность по составлению акта возложена на Уполномоченный орган, что следует из положений Постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2014 года N 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в городе Москве". При этом судом учтено, что ранее органом социальной защиты населения неоднократно составлялись акты обследования материально-бытовых и социальных условий проживания административного истца, в результате чего Улыбин С.И. признавался нуждающимся в предоставлении срочной социальной услуги в виде предоставления продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата (т. 1 л.д. 7, 113 - 121). Доказательств того, что Улыбин С.И. отказался от очередного обследования материально-бытовых и социальных условий проживания в обоснование поданного им 01 февраля 2018 года заявления о предоставлении социальной услуги, административными ответчиками суду не представлено.
С таким выводом суда правомерно согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов судебная коллегия находит правильными и обоснованными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд незаконно не рассмотрел требования о взыскании неустойки, административного штрафа, компенсации морального вреда, являются необоснованными, поскольку, вступившим в законную силу, определением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2018 года в принятии к административному производству суда указанных требований отказано, так как они подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Доводы кассационной жалобы о том, что суду не следовало передавать его заявление от 1 февраля 2018 года о предоставлении срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи на повторное рассмотрение в орган социальной защиты, а самостоятельно разрешить этот вопрос в решении, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном применении и толковании норм материального и процессуального права.
Иные доводы кассационной жалобы о несогласии с изложенными выводами судов и судебной оценкой доказательств при вышеизложенных обстоятельствах несостоятельны, направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств по делу, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене судебных постановлений, предусмотренными ст. 328 КАС РФ.
Принимая во внимание, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов также не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чертановского районного суда г. Москвы от 6 июля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 февраля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Улыбина С.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.