Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью "ГЛЕСКО ИНДАСТРИЗ ЛИМИТЕД" по доверенности Албеговой Марии Сергеевны на решение Московского городского суда от 20 ноября 2019 года (дело N 3а-5547/2019), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 года (дело N 66а-706/2020) по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ГЛЕСКО ИНДАСТРИЗ ЛИМИТЕД" (далее по тексту - ООО "ГЛЕСКО ИНДАСТРИЗ ЛИМИТЕД") о признании частично недействующим положения постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В, объяснение представителя ООО "ГЛЕСКО ИНДАСТРИЗ ЛИМИТЕД" Албеговой М.С, поддержавшей кассационную жалобу, возражения представителя Правительства Москвы Тетериной Е.В, заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего необходимым в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Данное постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлениями Правительства Москвы о от 28 ноября 2017 года N 911-ПП и от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложены в новой редакции и определены по состоянию на 1 января 2018 года и 1 января 2019 года (далее по тексту - Перечень на 2018 и 2019 годы).
Пунктом 23261 в Перечень на 2018 год и пунктом 25190 в Перечень на 2019 год включено сооружение - комплекс АЗС, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. ФИО2, "адрес", "адрес" 1.
ООО "ГЛЕСКО ИНДАСТРИЗ ЛИМИТЕД" обратилось в с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в вышеназванных редакциях в части включения в пункт 23261 Перечня на 2018 год и в пункт 25190 Перечня на 2019 год, принадлежащего административному истцу на праве собственности указанного сооружения - комплекс АЗС.
В обоснование заявленных требований ООО "ГЛЕСКО ИНДАСТРИЗ ЛИМИТЕД" сослалось на то, что названное сооружение не относится к числу объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Включение сооружения в Перечни на 2018 и 2019 годы противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Решением Московского городского суда от 20 ноября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления ООО "ГЛЕСКО ИНДАСТРИЗ ЛИМИТЕД", отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "ГЛЕСКО ИНДАСТРИЗ ЛИМИТЕД" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ООО "ГЛЕСКО ИНДАСТРИЗ ЛИМИТЕД" Албегова М.С. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела. Указывает, что объект недвижимости, сооружение - комплекс АЗС, не отвечал в совокупности двум критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций". Указанное сооружение не относится к категории "торговый центр (комплекс)". АЗС - это объект, предназначенный для приёма, хранения моторного топлива и заправки им наземного транспорта. Разрешенное использование земельного участка, на котором расположен комплекс АЗС, не свидетельствует о его безусловном отнесении к виду разрешенного использования, предусматривающего размещение объектов торговли.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 3 августа 2020 года кассационная жалоба передана с делом для рассмотрения в открытом судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
При рассмотрении и разрешении административного дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий правительства Москвы с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судов согласна, судебные акты в данной части не обжалуются.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 названного кодекса).
Налог на имущество организаций на территории города Москвы урегулирован Законом "О налоге на имущество организаций", в соответствии с которым с 1 января 2014 года этот налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором, в том числе, указаны административно-деловые центры и помещения в них (подпункт 1).
Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункты 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории города Москвы с 1 января 2015 года в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", действовавшими в редакции Закона города Москвы от 7 мая 2014 года N 25, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60 в пункте 1 статьи 1.1 слова "общей площадью свыше 3000 кв. метров" исключены, в пункте 2 статьи 1.1 цифры "2000" заменены цифрами "1000". Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка в городе Москве установлен постановлением правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-1111 "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого было предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка, а с 15 июня 2016 года согласно названному пункту в редакции постановления Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-1111 - в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В свою очередь постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования 1 здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 1.2, 3.5 названного Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с отражением результатов обследования в акте о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, с приложением соответствующих фотоматериалов.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, принадлежащее административному истцу сооружение - комплекс АЗС, с кадастровым номером N, состоящее из здания блока управления общей площадью 44 кв.м, навеса-кровли, пяти топливных резервуаров, дорожного и асфальтового покрытия, расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для эксплуатации комплекса автозаправочной станции". Данный земельный участок находится в пользовании административного истца по договору аренду для эксплуатации комплекса АЗС.
Согласно сведениям Градостроительного плана земельного участка N RU N от 20 мая 2015 года, основным видом разрешенного использования земельного участка является "обслуживание автотранспорта (4.9)".
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, действующим в редакции от 30 сентября 2015 года N 709, утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, согласно которым:
- к коду вида разрешённого использования 4.9.1 "объекты дорожного сервиса" отнесено: размещение зданий и сооружений дорожного сервиса. Содержание данного вида разрешённого использования включает в себя содержание видов разрешённого использования с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4;
- к коду вида разрешённого использования 4.9.1.1 "заправка транспортных средств" отнесено: размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса.
Поскольку принадлежащий административному истцу сооружение - комплекс АЗС расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение и эксплуатацию автозаправочной станции, учитывая технические характеристики указанного объекта, его оборудование заправочными колонками, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный объект недвижимого имущества обоснованно включен в оспариваемые Перечни на 2018 и 2019 годы.
Суд апелляционной инстанции правомерно согласился с выводами суда первой инстанции, поскольку выводы суда об этом подробно мотивированы в решении, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются совокупностью представленных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ, согласуются с нормами материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что комплекс АЗС, не отвечал в совокупности двум критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", основаны на неправильном толковании норм материального права, о чём подробно указано в обжалуемых судебных актах.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к переоценке выводов судов, проверялись ими и получили правильную оценку в обжалуемых судебных актах.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 20 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 года, оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ГЛЕСКО ИНДАСТРИЗ ЛИМИТЕД" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.