Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войта И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ахмерова Руслана Рушановича действующего как в своих интересах, так и в интересах "данные изъяты" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Ахмерова Руслана Рушановича действующего как в своих интересах, так и в интересах ФИО14 к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-665/2019 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, объяснения административного истца Ахмерова Р.Р, заинтересованных лиц Ахмеровой Ж.И, Ахмеровой Э.Р. и их представителя по доверенности Егорова С.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, установила:
Ахмеров P.P. в своих интересах и интересах ФИО15 обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения от 1 февраля 2018 года N о снятии его, а также Ахмеровой Ж.И, Ахмеровой Э.Р, Ахмеровой А.Р. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.
Требование мотивировал тем, что они с 1999 года состояли на учете на улучшение жилищных условий. В настоящее время составом семьи из четырех человек занимают квартиру площадью 44, 9 кв. м, в которой также зарегистрированы его родственники: "данные изъяты" - ФИО12 и "данные изъяты" - ФИО11 Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ Ахмерова Ж.И, Ахмерова Э.Р, Ахмерова А.Р, Ахмеров P.P. сняты с Жилищного учета в связи с обеспеченностью жилой площадью по норме Предоставления с учетом площадей жилых помещений, находящихся в собственности у Ахмеровой А.А. и Ахмеровой К.А.
По мнению истца, распоряжение о снятии с жилищного учета является незаконным, поскольку Ахмерова А.А. и Ахмерова К.А. не являются членами его семьи.
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 03 июля 2019 года исковые требования Ахмерова А.А. удовлетворены. Суд обязал Департамент городского имущества города Москвы в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить Ахмерову Ж.И, Ахмерову Э.Р, Ахмерову А.Р, Ахмерова P.P. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (учетное дело N).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 октября 2019 года решение районного суда отменено, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11 марта 2020 года апелляционное определение было отменено с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При повторном рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 мая 2020 года решение районного суда отменено, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поступившей в районный суд 16 июля 2020 года, истец ставит вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения районного суда. Полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24 июля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела были допущены такого рода нарушения действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что Ахмерова Ж.И, Ахмерова Э.Р, Ахмерова А.Р, Ахмеров P.P. зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают на основании договора социального найма в двухкомнатной квартире площадью 44, 9 кв.м по адресу: "адрес". Также в квартире зарегистрированы "данные изъяты" истца Ахмерова P.P. ? Ахмерова А.А. и "данные изъяты" Ахмерова К. А.
С 1999 года Ахмерова А.А. и Ахмерова К.А, Ахмерова Ж.И, Ахмерова Э.Р, Ахмерова А.Р, Ахмеров P.P. состояли на учете по улучшению жилищных условий, как очередники муниципалитетов.
Из карточки постановки на учет по улучшению жилищных условий следует, что Ахмерова Эльмира Руслановна в составе семьи из четырех человек" 27 апреля 2006 года была поставлена на учет по улучшению жилищных условий по категории "семьи, имеющие детей-инвалидов".
Распоряжением префекта Юго-Восточного административного округа города Москвы от 16 мая 2007 года N Ахмерова А.А. и Ахмерова К.А. сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента государственной регистрации договора купли-продажи двухкомнатной квартиры площадью 58, 2 кв.м по адресу: "адрес", предоставленной Ахмеровой А.А. на семью их двух человек, включая дочь Ахмерову К.А, как участнику Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" по договору купли-продажи с рассрочкой платежа. С 12 сентября 2017 года
Ахмерова К.А. также является собственником квартиры площадью 48, 0 кв.м по адресу: "адрес".
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 1 февраля 2018 года Ахмерова Ж.И, Ахмерова Э.Р, Ахмерова А.Р, Ахмеров P.P. сняты с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как обеспеченные площадью жилого помещения по норме предоставления более 18 кв.м площади жилого помещения на человека на основании Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Ахмерова P.P, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Ахмерова А.А. и Ахмерова К.А. не являются членами административного истца Ахмерова P.P, на каждого члена семьи приходится по 11, 225 кв.м общей площади (44, 9 кв.м), что менее установленной статьей 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" нормы 18 кв.м.
С данными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, указав на то, что суд первой инстанции, неправомерно исходил из нормы предоставления жилой площади равной 18 кв.м на одного члена семьи и, сделал вывод о нуждаемости Ахмеровой Ж.И, Ахмеровой Э.Р, Ахмеровой А.Р, Ахмерова P.P. в улучшении жилищных условий. Суд второй инстанции полагал, что при учетной норме в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения на каждого члена семьи, указанные лица не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, поскольку размер площади жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи заявителя составляет более учетной нормы, имеющееся заболевание Ахмеровой Э.Р. не дает ей право на дополнительную жилую площадь, в квартире, в которой она проживает, имеются две изолированные комнаты.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 6 указанного федерального закона предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений упомянутой части.
При этом по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П "По жалобе гражданина Скороходова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Положением о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 13 мая 1997 года N 356, (признано утратившим силу постановлением Правительства Москвы от 23 марта 2004 года N 163-ПП) устанавливался порядок учета граждан, желающих приобрести в собственность или получить на условиях социального либо коммерческого найма жилые помещения из государственного и муниципального жилищных фондов г. Москвы, а также общий порядок приобретения и предоставления жилых помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Граждане, желающие улучшить свои жилищные условия, имели право на предоставление в установленном порядке жилого помещения по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов г. Москвы в пределах социальной нормы жилья.
Норма предоставления жилья - размер общей площади, приходящейся на каждого члена семьи, в пределах которого осуществляется предоставление жилья в зависимости от способа улучшения жилищных условий:
по договору социального найма - норма предоставления составляет 18 кв. м общей площади на одного человека (социальная норма);
Дополнительная жилая площадь предоставляется отдельным категориям граждан по договору социального найма сверх установленной настоящим Положением социальной нормы в пределах, установленных действующим законодательством. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение дополнительной площади, устанавливается Правительством Российской Федерации, законами и иными нормативными актами города Москвы.
Граждане снимаются с учета:
- по личному заявлению граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, подаваемому в письменном виде по месту учета;
- в случае изменения жилищных условий, а также увеличения уровня доходов на каждого члена семьи, если отпали основания для постановки на учет по улучшению жилищных условий;
- в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства;
- в случае получения в установленном законом порядке субсидий, кредитов или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений;
- в случае выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на соответствующий учет;
- в случае погашения облигаций Московского жилищного облигационного займа в форме квартиры.
Впоследствии вопросы обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями регламентируются Законом города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее по тексту Закона N 29).
В статье 1 данного Закона даны основные понятия применяемые законом.
Так, норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой.
Учетная норма площади жилого помещения (далее - учетная норма) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет.
Жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий - жители города Москвы, принятые на жилищный учет до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4 Закона закреплены права лиц, принятых на учет до вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жителям города Москвы, принятым на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, в том числе органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований - городских округов и поселений в городе Москве, предоставляются:
1) жилые помещения по договору социального найма;
2) жилые помещения по договору безвозмездного пользования;
3) субсидии для приобретения или строительства жилых помещений;
4) жилые помещения в собственность по договору купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств или при наличии возможности у города Москвы - по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, в случаях, установленных нормативными правовыми актами города Москвы;
5) жилые помещения по другим законным основаниям, установленным нормативными правовыми актами города Москвы;
Учетная норма по отдельным квартирам составляет 10 кв.м. на 1 человека (статья 9 Закона N 29).
Основания снятия граждан с жилищного учета закреплены в статье 15 Закона, одним из оснований является утрата оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях.
По смыслу приведенных выше норм права для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством применительно к городу Москва.
Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на такой учет в соответствии с законодательством, действующим на территории города Москвы, уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме предоставления, но при этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством.
Так, норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека (статья 20 Закона N 29), такой же размер нормы предусматривался и Положением о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 13 мая 1997 года N 356.
При этом по смыслу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданином, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, нельзя признать гражданина, являющегося собственником жилого помещения.
В 2013 году Ахмеровой А.А. ("данные изъяты") на состав семьи - "данные изъяты" Ахмерова К.А. в порядке улучшения жилищных условий по программе "Молодой семье - доступное жилье" по договору купли-продажи с рассрочкой платежа была предоставлена двухкомнатная квартира площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес" со снятием их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Также Ахмерова К.А. с ДД.ММ.ГГГГ стала собственником "данные изъяты" квартиры площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес".
Принимая во внимание отсутствие у истца, его супруги и детей права пользования квартирами, принадлежащими Ахмеровой А.А. и Ахмеровой К.А, отсутствие нуждаемости последних в жилом помещении, такая доля не подлежит учету при определении нуждаемости истца в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На момент принятия оспариваемого распоряжения о снятии истца и членов его семьи с жилищного учета, Ахмеров Р.Р. не был обеспечен жилой площадью жилого помещения в "данные изъяты" кв.м. на одного члена семьи (44, 9 кв.м. : 4 чел. = 11, 225 кв.м.).
Следовательно, выводы суда первой инстанции о необеспеченности истца с учетом членов его семьи жилым помещением по норме предоставления являются правильными, и у суда имелись основания для признания распоряжения Департамента городского имущества города Москва от 01 февраля 2018 года N 2858 "О снятии с учета граждан" незаконным.
В силу пункта 7 статьи 20 Закона г. Москвы N 29 семьям, в составе которых имеются больные, страдающие: тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире. Не подлежат удовлетворению требования о предоставлении дополнительной площади, если указанные лица могут быть обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире.
Положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела усматривается, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения имела статус "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ на основании запроса Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы комиссией ГУЗ г.Москвы "Психоневрологический диспансер N" была выдана справка о праве на жилищные льготы по состоянию здоровья согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" ("данные изъяты")
Заболевание по коду "данные изъяты" подпадало под перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16 июня 2006 года.
Согласно справки ГБУЗ г.Москвы "Психиатрическая клиническая больница N" Департамента здравоохранения г.Москвы ФИО2 страдает неврологическим заболеванием по коду "данные изъяты", которое подпадает под перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения от 30 ноября 2012 года N 991н.
Из текста оспариваемого распоряжения о снятии с жилищного учета следует, что основания снятия не касались наличия или отсутствия у ФИО2 права на дополнительную площадь в связи с инвалидностью и имеющимся заболеванием.
Вопрос о наличии права на дополнительную жилую площадь подлежит разрешению при обеспечении жилым помещением.
Учитывая, что обстоятельства по делу были установлены судебными инстанциями, однако судом апелляционной инстанции допущено неправильное применение норм материального закона, судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения районного суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 мая 2020 года отменить, оставить в силе решение Люблинского районного суда г.Москвы от 03 июля 2019 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.