1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Лазарева Е.В., судей Ершова К.Г. и Кислова Д.Н. при секретаре судебного заседания Велижанцевой Е.П. рассмотрел административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 15 мая 2020 года по административному иску "данные изъяты" Змеевой Татьяны Алексеевны об оспаривании действий начальника "данные изъяты" связанных с исключением из списков личного состава.
Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н, объяснения представителя административного истца Никитина А.Н, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на неё врио начальника "данные изъяты" Кабанова А.Е, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Змеева обратилась в гарнизонный военный суд с административным иском, в уточнённой редакции которого просила:
- признать незаконным и отменить приказ начальника "данные изъяты" от 14 января 2020 года N об исключении её из списков личного состава с 26 января 2020 года без предоставления 15 дополнительных суток отдыха к основному отпуску за 2020 год как военнослужащей, находящейся на воинской должности, исполнение обязанностей военной службы на которой связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья;
- признать незаконными действия начальника "данные изъяты" по прекращению ей с 15 января 2020 года ежемесячных и иных дополнительных выплат (надбавок), входящих в состав её денежного довольствия;
- возложить на начальника "данные изъяты" обязанность восстановить её в списках личного состава, обеспечить положенными видами довольствия за период после незаконного исключения, установить размеры и выплатить ежемесячные и иные дополнительные выплаты (надбавки), входящие в состав денежного довольствия за период с 15 по 26 января 2020 года, предоставить основной отпуск за 2020 год с учетом 15 дополнительных суток отдыха, после чего из списков личного состава исключить.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда административный иск был удовлетворен частично. Прекращение Змеевой ежемесячных и иных дополнительных выплат (надбавок), входящих в состав её денежного довольствия за период с 15 по 26 января 2020 года, суд признал незаконным, обязав ответчика рассмотреть вопрос установления размеров и производства этих выплат (надбавок) за указанный период.
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене приказа начальника "данные изъяты" от 14 января 2020 года N об исключении из списков личного состава, восстановлении в указанных списках с обеспечением положенными видами довольствия и предоставлении основного отпуска с учётом 15 дополнительных суток отдыха суд Змеевой отказал.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, Змеева просит решение в части отказа в удовлетворении требований отменить и принять по делу в этой части новое решение об удовлетворении административного иска.
Не соглашаясь с расчетом основного отпуска за 2020 год в количестве 5 суток, из которых 1 сутки составляют дополнительные сутки отдыха как военнослужащей, находящейся на воинской должности, исполнение обязанностей военной службы на которой связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, Змеева указывает, что имеет право на основной отпуск в году увольнения пропорционально прослуженному времени с января по февраль 2020 года и, кроме того, на 15 дополнительных суток отдыха.
По её мнению, предоставление указанных суток отдыха пропорционально прослуженному времени противоречит части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьям 10 и 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункту 16 статьи 29 и статье 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
С учётом установленного нарушения её права на полное обеспечение денежным довольствием при исключении из списков личного состава и разъяснений, приведённых в абзаце 2 пункта 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", Змеева считает, что подлежит восстановлению в списках личного состава с обеспечением всеми видами довольствия и предоставлением отпуска требуемой продолжительности.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
По делу установлено, что Змеева, проходившая военную службу в должности "данные изъяты" приказом "данные изъяты" от 12 декабря 2019 года N уволена с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Приказом начальника "данные изъяты" от 13 января 2020 года N Змеева полагалась сдавшей дела и должность с 14 января 2020 года с исключением из списков личного состава с 14 февраля 2020 года.
Тем же приказом ей предписывалось предоставить:
- неиспользованную часть основного отпуска за 2019 год - с 15 по 21 января 2020 года (7 суток);
- основной отпуск за 2020 год пропорционально прослуженному в году увольнения времени - с 22 по 29 января 2020 года (8 суток);
- дополнительный отпуск за 2020 год, предусмотренный статьей 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и приказом Министра обороны РФ от 26 октября 2016 года N 695дсп - с 30 января 2020 года по 13 февраля 2020 года (15 суток).
Однако приказом того же должностного лица от 14 января 2020 года N вышеназванный приказ в отношении Змеевой был отменён с изданием по тому же вопросу нового приказа, в соответствии с которым основной отпуск за 2020 год предписано предоставить ей с учетом дополнительных суток отдыха пропорционально прослуженному времени общей продолжительностью 5 суток - с 22 по 26 января 2020 года, с исключением её из списков личного состава с 26 января 2020 года и обеспечением положенным довольствием по ту же дату.
Разрешая требование, связанное с предоставлением в году увольнения 15 дополнительных суток отдыха, суд обоснованно исходил из того, что порядок предоставления и реализации военнослужащими права на отдых закреплен в специальных нормах законодательства и подзаконных нормативных правовых актах, регламентирующих статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск, продолжительность которого определяется в зависимости от продолжительности военной службы в льготном исчислении. Той же нормой и пунктом 4 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение) предусмотрено увеличение продолжительности основного отпуска в зависимости от местности прохождения военной службы, а также занимаемых военнослужащими должностей.
Согласно подпункту "в" пункта 4 статьи 29 Положения военнослужащим, находящимся на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на 15 суток. Перечни указанных воинских должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).
Во исполнение этого предписания Министр обороны РФ приказом от 26 октября 2016 года N утвердил "Перечень воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья", в котором указана и воинская должность, замещаемая Змеевой, что сторонами не оспаривается.
Выслуга лет Змеевой в льготном исчислении на день увольнения составила более 25 лет, следовательно, она относится к категории военнослужащих, имеющих право на основной отпуск в количестве 45 суток, который на основании приказа от 26 октября 2016 года N и подпункта "в" пункта 4 статьи 29 Положения по общему правилу подлежал увеличению на 15 суток.
Вместе с тем, в целях регламентации порядка предоставления основного отпуска при увольнении с военной службы пунктом 3 статьи 29 Положения предусмотрено, что продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.
Довод апелляционной жалобы о невозможности применения пропорционального расчета при предоставлении дополнительного времени отдыха военнослужащим, проходящим службу на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, противоречит пункту 5 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункту 4 статьи 29 Положения, по смыслу которых такое время отдыха предоставляется в составе основного отпуска, увеличивая его продолжительность.
Поскольку дополнительные 15 суток отдыха военнослужащим, находящимся на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, не являются отдельным видом отпусков и подлежат включению в продолжительность основного отпуска, предоставление Змеевой в год увольнения основного отпуска в количестве 5 суток, рассчитанного пропорционально прослуженному времени, соответствовало требованиям закона и прав её, в том числе закреплённым в части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьях 10 и 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункте 16 статьи 29 и статье 34 Положения о порядке прохождения военной службы, не нарушало (45+15=60; 60:12х1=5).
В абзаце 2 пункта 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" указано, что в случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.
Руководствуясь приведенным разъяснением законодательства, суд в решении пришел к правильному выводу о возможности устранения нарушенных прав Змеевой без восстановления её в списках личного состава "данные изъяты" и отмены приказа об исключении из указанных списков.
Таким образом, основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 15 мая 2020 года по административному иску Змеевой Татьяны Алексеевны об оспаривании действий начальника "данные изъяты" оставить без изменения, а её апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.