Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Цыбульника В.Е, судей Санникова А.Б, Шуайпова М.Г, при помощнике судьи Смоленском С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Фролова А.А. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 26 мая 2020 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований в интересах Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК ЮВО") о признании незаконными действий начальника Межрегионального управления ведомственного контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) (далее - Межрегиональное управление), связанных с отказом в снятии с финансового контроля числящегося за истцом ущерба.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя ФКУ "ОСК ЮВО" - Фролова А.А. в обоснование апелляционной жалобы, представителей Межрегионального управления - Лемешко Е.В, Осминкиной Е.А. и Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу" (далее - управление финансового обеспечения) - Лейко И.И, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
представитель ФКУ "ОСК ЮВО" обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказ Межрегионального управления, оформленный сообщением от 30 марта 2020 г. N 229/юво/335, учитывать за управлением финансового обеспечения ущерб в размере 6158262 руб. 17 коп, числящийся на основании Акта контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической деятельности от 28 апреля 2018 г. N 12 за ФКУ "ОСК ЮВО";
- обязать начальника Межрегионального управления числить указанный ущерб за управлением финансового обеспечения.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что в книге учета недостач может отражаться лишь ущерб, причиненный непосредственно ФКУ "ОСК ЮВО". Анализируя содержание определения Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда о возвращении административного искового заявления представителя ФКУ "ОСК ЮВО", а также вынесенных в 2018 году Северо-Кавказским окружным военным судом апелляционных определений, представитель истца полагает, что причиненный излишней выплатой денежных средств за наем (поднаем) жилых помещений ущерб в размере 6158262 руб. 17 коп. фактически причинен управлению финансового обеспечения, поскольку только оно имеет право ставить вопрос о его возмещении в судебном порядке.
Автор жалобы ссылается на то, что руководитель ФКУ "ОСК ЮВО" не обладает процессуальными полномочиями по обращению в суд с иском о взыскании указанного ущерба. Поэтому взыскание числящегося за ФКУ "ОСК ЮВО" ущерба с виновных лиц невозможно, что противоречит пункту 51 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. N 100дсп.
В письменных возражениях представитель Межрегионального управления просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 51 Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. N 100дсп (далее - Регламент), по итогам проведения контрольного мероприятия и с учетом выводов и предложений, изложенных в Акте, руководителем объекта ведомственного финансового контроля издается приказ по результатам контрольного мероприятия, а также обеспечивается: постановка на учет сумм выявленного ущерба; выполнение предложений отраженных в Акте; устранение выявленных в результате проведения контрольного мероприятия нарушений; возмещение причиненного ущерба; принятие решения о привлечении виновных должностных лиц объекта ведомственного финансового контроля к материальной и (или) дисциплинарной ответственности.
Пунктом 53 Регламента установлено, что донесения об устранении выявленных нарушений направляются руководителем ведомственного финансового контроля с указанием в нем сведений о выполнении объектом ведомственного финансового контроля мероприятий, предусмотренных п. 51 Регламента, с приложением подтверждающих документов.
По делу установлено, что в период с 16 ноября 2016 г. по 27 января 2017 г. должностными лицами Межрегионального управления проведены контрольные мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ "ОСК ЮВО". Согласно содержащимся в акте N 2 от 24 февраля 2017 г. выводам 98 военнослужащим необоснованно начислена и выплачена денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в размере 6158262 руб. 17 коп, поскольку они не признаны нуждающимися в служебном жилье. В качестве устранения выявленных нарушений в акте указано о необходимости внести соответствующие сведения в книгу учета недостач, принять решение по выявленным нарушениям.
Актом от 28 апреля 2018 г. N 12 по итогам контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической деятельности ФКУ "ОСК ЮВО", проведенных Межрегиональным управлением в период с 30 марта по 26 апреля 2018 г, установлено, что не принято решение по нарушениям, отраженным в акте N 2 от 24 февраля 2017 г, в том числе по незаконному расходованию денежных средств, связанных с необоснованной выплатой военнослужащим денежной компенсации за наем жилых помещений.
10 февраля 2020 г. заместитель командующего войсками Южного военного округа по финансово-экономической работе направил донесение начальнику Межрегионального управления, в котором предложил вышеуказанную сумму ущерба снять с контроля ФКУ "ОСК ЮВО" и числить за управлением финансового обеспечения, поскольку именно оно обладает правом на обращение в суд с требованием о возмещении ущерба.
Начальник Межрегионального управления сообщением от 30 марта 2020 г. N 229/юво/335 отказал в удовлетворении этого предложения, поскольку ущерб, причиненный действиями (бездействием) должностных лиц конкретной воинской части, подлежит отражению в регистрах бухгалтерского учета финансового органа воинской части, а работа по принятию мер к взысканию (списанию в установленном порядке) сумм ущерба должна проводиться соответствующими командирами (руководителями).
Данный отказ принят начальником Межрегионального управления в рамках предоставленных ему полномочий и не нарушает прав, свобод и законных интересов истца, поскольку возлагает на него обязанность выполнить предусмотренные пунктом 51 Регламента требования.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что начальник Межрегионального управления обоснованно отказался снять с контроля ФКУ "ОСК ЮВО" и отнесении к управлению финансового обеспечения ущерб в размере 6158262 руб. 17 коп, причиненный излишней выплатой военнослужащим денежных средств за наем (поднаем) жилых помещений.
Что же касается утверждения о необходимости учета названной суммы ущерба за управлением финансового обеспечения на том основании, что ФКУ "ОСК ЮВО" лишено возможности принять меры к его возмещению, оно является несостоятельным, поскольку выводы и предложения, содержащиеся в составленном должностными лицами Межрегионального управления Акте от 28 апреля 2018 г. N 12, сторонами не оспариваются, а принятые в 2018 году судебные постановления, на которые ссылается автор жалобы, не являются основанием для непринятия предусмотренных Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" мер по возмещению ущерба.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 26 мая 2020 г. по административному исковому заявлению в интересах Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.