Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Сидорова В.В, судей Суслова К.К, Зенина В.А, по докладу судьи Сидорова В.В, при ведении протокола
помощником судьи Филипчуком Т.В, слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО г. Краснодар по доверенности Прилюк Е.И. на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 28 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Беспалова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО г. Краснодар о признании незаконным решения.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16 марта 2018 года по делу признан незаконным отказ администрации МО г. Краснодар от 23.11.2017г. N 31737.26 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на администрацию МО г. Краснодар возложена обязанность предварительно согласовать предоставление земельного участка по заявлению Беспаловой Е.В. от 25.10.2017г.
Указанное решение суда в добровольном порядке до настоящего времени не исполнено.
В нарушение предписания, указанного в решении Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16 марта 2018 года в части возложении на администрацию МО г. Краснодар предварительно согласовать предоставление земельного участка по заявлению Беспаловой Е.В. от 25.10.2017г, административным ответчиком издано постановление администрации МО г. Краснодар от 27 февраля 2019 года N 835 "Об исполнении решения Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16.03.2018г.", которым предварительно согласовано предоставление земельного участка на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, то есть согласована продажа без проведения торгов испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером "N..".
На основании данного постановления Беспалова Е.В. через МКУ "МФЦ" обратилась с заявлением на имя главы МО г. Краснодар о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером "N..", общей площадью 571 кв.м, расположенного по адресу: "Адрес... ", ул. им. "Адрес... " на основании пункта 7 статьи 37.5 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что на данном земельном участке расположен дом, принадлежащий истцу на праве собственности.
Письмом от 18 апреля 2019 года N 8189/26 административный ответчик вернул материалы землеустроительного дела, мотивировав тем, что в заявлении не указан пункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ и рекомендовано Беспаловой Е.В. обратиться повторно и приложить копии следующих документов: правоустанавливающие документы на дом, решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16.03.2018г.
24 апреля 2019 года Беспалова Е.В. через МКУ "МФЦ" обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка, с основанием обращения - п. 7 ст. 37.5 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что на данном земельном участке расположен дом, принадлежащий заявителю на праве собственности.
Однако, 08 июня 2019 года Беспаловой Е.В. получено письмо администрации МО г. Краснодар от 06 июня 2019 года N 11956/26 "Об отказе в оказании муниципальной услуги".
Отказ мотивирован тем, что в постановлении от 27 февраля 2019 года N 835 предварительно согласовано предоставление земельного участка на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, а также в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне планируемого к размещению объекта местного значения (автомобильная дорога).
Беспалова Е.В. считает данный отказ в предоставлении муниципальной услуги незаконным, нарушающим её право собственника, полноценно владеть, пользоваться и распоряжаться объектом недвижимости, расположенным на земельном участке, в связи с чем, обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 28 августа 2020 года административное исковое заявление Беспаловой Е.В. удовлетворено.
Суд признал незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов" в соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ земельный участок с кадастровым номером "N..", общей площадью 571 кв.м, расположенный по адресу: "Адрес... ", ул. им. "Адрес... ", по заявлению Беспаловой Е.В. от 24 апреля 2019 года.
Обязал администрацию МО г. Краснодар устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, путем предоставления в собственность Беспаловой Е.В. бесплатно без проведения торгов в соответствии с п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, земельный участок с кадастровым номером "N..", общей площадью 571 кв.м, расположенный по адресу: "Адрес... ", ул. им. "Адрес... ".
Признал за Беспаловой Е.В. право на получение бесплатно в собственность без проведения торгов в соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ земельный участок с кадастровым номером "N..", общей площадью 571 кв.м, расположенный по адресу: "Адрес... ", ул. им. "Адрес... ".
Обязал администрацию МО г. Краснодар внести изменения в постановление администрации МО г. Краснодар от 27 февраля 2019 года N 835 в части правового основания постановления, заменив подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ на пункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ.
Обязал администрацию МО г. Краснодар вынести постановление о предоставлении в собственность Беспаловой Е.В. бесплатно без проведения торгов в соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ земельный участок с кадастровым номером "N..", общей площадью 571 кв.м, расположенный по адресу: "Адрес... ", ул. им. "Адрес... ", "Адрес... ", по её заявлению от "Дата".
Суд указал, что решение подлежит исполнению в течении месяца со дня его вступления в законную силу.
С указанным решением суда не согласилась представитель администрации МО г. Краснодар по доверенности Прилюк Е.И. и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что заявление Беспаловой Е.И. рассмотрено администрацией по существу в установленном законом порядке, заявителю направлен письменный мотивированный ответ, который соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Беспаловой Е.В. по доверенности Губанова С.С. полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, доводы жалобы несостоятельными.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда Беспалова Е.В. и представитель администрации МО г. Краснодара не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением о получении заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, обсудив их, выслушав представителя Беспаловой Е.В. по доверенности Губанову С.С, полагавшую обжалуемое решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Приходя к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции указал, что административным ответчиком не представлено доказательств законности постановления от 27.02.2019г. N 835 в части правового обоснования отказа в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов".
Однако, судебная коллегия полагает, что данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Так, из материалов дела следует, что Беспалова Е.В. является собственником жилого дома с кадастровым номером "N..", площадью 70, 4 кв.м, расположенного по адресу: "Адрес... ", ул. им. "Адрес... ".
Приказом департамента "Адрес... " "N.."
Жилой дом, в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону "Адрес... "8 от 22.07.2017г. вошел в наследственную массу наследодателя Зербиной A.M, которая является матерью Беспаловой Е.В. и расположен на земельном участке площадью 571 кв.м, что подтверждается договором от 22.09.1976г..
Беспалова Е.В. обратилась в администрацию МО г. Краснодар с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, приложив необходимые документы.
Письмом администрации МО г. Краснодар от 23.11.2017г. N 31737.26 Беспаловой Е.В. отказано в предоставлении муниципальной услуги на основании письма департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар от 04.09.2017г. N 29/8943-1, в котором указано, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным городской думой от 26.01.2012г. N 25 п. 15 испрашиваемый земельный участок расположен в зоне планируемого к размещению объекта местного значения (автомобильная дорога) а также схема расположения земельного участка не соответствует форме, формату или требованиям, которые установлены в п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Беспалова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным вышеуказанного решения администрации МО г. Краснодар.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16.03.2018г. отказ администрации МО г. Краснодар от 23.11.2017г. N 31737.26 признан незаконным, на администрацию МО г. Краснодар возложена обязанность предварительно согласовать предоставление земельного участка по заявлению Беспаловой Е.В. от 25.10.2017г.
Постановлением администрации МО г. Краснодар от 27 февраля 2019 года N 835 "Об исполнении решения Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16.03.2018г." на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ предварительно согласовано предоставление земельного участка, площадью 571 кв.м, расположенного по адресу: "Адрес... ", ул. им. "Адрес... "
В соответствии с п. 16 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 данного Кодекса.
На основании постановления администрации МО г. Краснодар от 27 февраля 2019 года N 835 "Об исполнении решения Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16.03.2018г." Беспалова Е.В. обратилась с заявлением на имя главы муниципального образования город Краснодар о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером "N..", общей площадью 571 кв.м, расположенного по адресу: "Адрес... ", ул. им. "Адрес... " на основании п. 7 ст. 37.5 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что на данном земельном участке расположен дом, принадлежащий ей на праве собственности.
Согласно ст. 29.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 данного Кодекса.
Письмом администрации МО г. Краснодар от 18 апреля 2019 года N 8189/26 Беспаловой Е.В. возвращены материалы землеустроительного дела по причине не соответствия требованиям п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, разъяснено право повторного обращения, приложив копии следующих документов: правоустанавливающие документы на жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке, решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16.03.2018г.
24 апреля 2019 года Беспалова Е.В. через МКУ "МФЦ" обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером "N..", общей площадью 571 кв.м, расположенный по адресу: "Адрес... ", ул. им. "Адрес... " указав основанием обращения - пункт 7 статьи 37.5 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что на данном земельном участке расположен дом, принадлежащий заявителю на праве собственности.
Письмом администрация муниципального образования город Краснодар от 06.06.2019г. N 11956/26 Беспаловой Е.В. отказано в оказании муниципальной услуги по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка на территории МО г. Краснодар по причине того, что в постановлении администрации МО г. Краснодар от 27 февраля 2019 года N 835 "Об исполнении решения Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16.03.2018г." предварительно согласовано предоставление земельного участка на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, при этом в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне планируемого к размещению объекта местного значения (автомобильная дорога).
Согласно п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения и с таким заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное, на строительство этих объектов.
Судом первой инстанции правильно установлено, что действующее законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных участков, на которых проектами планировки территории только планируется размещение каких-либо объектов, позволяющих отнести земельные участки к землям общего пользования. Единственным исключением из этого правила является резервирование таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Положением ст. 27 Земельного кодекса РФ предусмотрены такие случаи, а именно: устанавливается содержание ограничений оборота земельных участков.
Частями 4 и 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ установлен перечень категорий земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте.
Вместе с тем, каких-либо документов, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд представителем ответчика по настоящему делу не предоставлено.
Из представленного в материалах дела письма департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар от 01 августа 2019 года N 11638/29 "О предоставлении информации" судом апелляционной инстанции усматривается, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утверждённым решение Думы Краснодара от 30.01.2007г. N 19 п. 6, испрашиваемым земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж 1.1.), а в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012г. N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар", испрашиваемый земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем, генеральный план муниципального образования город Краснодар является проектным документом, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий.
Правила землепользования и застройки территорий сельских и городских поселений устанавливают градостроительные регламенты для территориальных зон, а они, в свою очередь, - разрешённое использование земельных участков, то есть использование в соответствии с целью изначального или происшедшего создания земельного участка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 23:43:0306049:101 имеет вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Следовательно, судом правильно установлено, что административным ответчиком не исполнено решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16 марта 2018 года, а также изменены правовые основания предварительного согласования предоставления земельного участка.
В соответствии со ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Однако, в п. 4 постановления администрации МО г. Краснодар от 27 февраля 2019 года N 835 "Об исполнении решения Октябрьского районного суда г. Краснодара от 16.03.2018г." указано, что предоставление земельного участка необходимо осуществить после проведения работ по образованию земельного участка и внесения сведения в Единый государственный реестр недвижимости о земельном участке в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что Беспаловой Е.В. проведены все необходимые кадастровые работы и осуществлена постановка на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка, в результате чего, сформированному земельному участку присвоен кадастровый "N..".
Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов в случаях, предусмотренных ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.
В силу ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ собственнику здания гарантировано исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположен объект недвижимости. Право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, и в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Следовательно, право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, и в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что администрацией МО г. Краснодар нарушены права административного истца и созданы препятствия к осуществлению им своих прав, как собственника объекта недвижимости.
Однако, выводы суда первой инстанции о необходимости возложения на администрацию МО г. Краснодар обязанности устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления в собственность Беспаловой Е.В. бесплатно без проведения торгов земельного участка, признания за Беспаловой Е.В. права на получение бесплатно в собственность без проведения торгов и возложения на администрацию МО г. Краснодар обязанности внести изменения в постановление от 27 февраля 2019 года N 835, а также вынести постановление о предоставлении в собственность Беспаловой Е.В. бесплатно без проведения торгов в соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, земельного участка с кадастровым номером "N..", общей площадью 571 кв.м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. "Адрес... ", по её заявлению от 24 апреля 2019 года, судебная коллегия полагает ошибочными.
Так, исходя из требований действующего законодательства, суд не должен подменять государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями в сфере градостроительной деятельности, поскольку такое действие противоречит конституционному принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, в связи с чем, обжалуемое решение суда в указанной части является неправильным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в указанной части нельзя признать законным и обоснованным.
На основании ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене в части.
Руководствуясь ст. ст. 308-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 28 августа 2020 года отменить в части возложения на администрацию МО г. Краснодар обязанности устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления в собственность Беспаловой Е.В. бесплатно без проведения торгов земельного участка, признания за Беспаловой Е.В. права на получение бесплатно в собственность без проведения торгов и возложения на администрацию МО г. Краснодар обязанности внести изменения в постановление от 27 февраля 2019 года N 835, а также вынести постановление о предоставлении в собственность Беспаловой Е.В. бесплатно без проведения торгов в соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, земельного участка с кадастровым номером "N..", общей площадью 571 кв.м, расположенного по адресу: "Адрес... ", ул. им. "Адрес... ", "Адрес... ", по заявлению Беспаловой Е.В. от 24 апреля 2019 года.
В этой части принять по делу новое решение.
Обязать администрацию МО г. Краснодар повторно рассмотреть заявление Беспаловой Е.В. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 28 августа 2020 года оставить без изменения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий В.В. Сидоров
Судья К.К. Суслов
Судья В.А. Зенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.