Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Житникова Ю.В, судей:
Великановой А.В, Левицкого Б.Ф, при помощнике судьи Шепелевой О.В, с участием ответчика Беляка А.И. и его представителя адвоката Шамаева В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-67/2020 по апелляционной жалобе истца на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 2 июля 2020 г, по иску Филиала N 1 Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты"" (далее - Филиал N 1 УФО) к военнослужащему "данные изъяты" Беляку А.И. о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Житникова Ю.В, объяснения ответчика и его представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Филиал N 1 УФО обратился в суд с иском, в котором указал, что Беляк, включённый в список на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, в период с 1 апреля 2015 г. по 31 января 2020 г. получал денежную компенсацию за наём (поднаём) жилого помещения (далее - денежная компенсация). После проведения военной прокуратурой проверки установлено, что включение ответчика с 23 марта 2015 г. в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы "данные изъяты" явилось неправомерным, поскольку он был обеспечен по договору социального найма от 7 июля 2010 г. жилым помещением от Министерства обороны РФ в 2010 г. "данные изъяты". В связи с этим Филиал N 1 УФО полагая, что денежные средства за период с 1 апреля 2015 г. по 31 января 2020 г. получены ответчиком также необоснованно обратился в суд с иском о взыскании 1 222 595 руб. 77 коп.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, мотивируя своё решение тем, что в Западное региональное управление жилищным обеспечением Министерства обороны РФ (далее ЗРУЖО) для получения компенсации за наем жилого помещения ответчик предоставил документы в которых указал об обеспечении его жильём по договору найма от Министерства обороны. И получал эту компенсацию на основании уведомления ЗРУЖО о включении его и новых членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений и соответствующих приказов командира "данные изъяты" о выплате ему компенсации на поднаем.
В апелляционной жалобе истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование ссылаясь на п. 9 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) указывает, что ответчик не имел права на получение компенсации за наем жилья, но злоупотребляя своим правом подал рапорт на включение его в списки нуждающихся в получении служебного жилья. По мнению автора апелляционной жалобы, суд неправильно определилобстоятельства имеющие значение для дела и не исследовал все обстоятельства, имеющие юридическое значение, которые могли повлиять на исход дела.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наём (поднаём) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 "Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений" утверждённой Приказом Министра обороны РФ от 27.05.2016 N 303 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений" денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) выплачивается военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы и включенным в целях жилищного обеспечения в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании приказа командира воинской части.
В силу п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (в редакции, действовавшей до 29.09.2015), в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
Таким образом, денежная компенсация выплачивается на основании приказа командира воинской части военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту их военной службы, и при отсутствии у командования (жилищного органа) возможности обеспечить их служебным жилым помещением для временного проживания, жилым помещения маневренного фонда или общежитием.
Из материалов дела следует, что от Министерства обороны РФ ответчик "данные изъяты" с составом семьи "данные изъяты" был обеспечен жильём по договору найма от 7 июля 2010 г. по "данные изъяты" 1 октября 2010 г. брак между Беляком и его супругой "данные изъяты" расторгнут. 16 декабря 2010 г. в соответствии с решением "данные изъяты" городского суда эта квартира приватизирована бывшей супругой ответчика и сыном. Беляк от её приватизации отказался и 7 июля 2011 г. добровольно снялся с регистрационного учёта в этой квартире. Ответчик с 2004 г. проходит военную службу в "данные изъяты" и с 25 марта 2015 г. на основании заявления и представленных документов по решению ЗРУЖО состоит на учёте в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении по месту прохождения военной службы в войсковой части "данные изъяты", о чём имеется уведомление ЗРУЖО (л.д. 16). При этом ответчик сообщил ЗРУЖО о предоставленной ему ранее от Министерства обороны РФ квартире "данные изъяты" и последующей её приватизации бывшей супругой и сыном. Истцом не оспаривается то обстоятельство, что по месту военной службы ответчик осуществлял поднаем жилого помещения с составом семьи "данные изъяты" и получал компенсацию за это на основании приказов командира "данные изъяты" с 1 апреля 2015 г. по 31 января 2020 г. в размере 1 222 595 руб. 77 коп.
В силу изложенного, а также учитывая, что Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых, в том числе и на выплату военнослужащим денежной компенсации за наем жилья, судебная коллегия полагает, что все необходимые условия для получения ответчиком компенсации были выполнены. При таких данных суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что препятствий для выплаты ему денежной компенсации у командования не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают приведённые выводы и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, которые не исследованы судом первой инстанции и не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 2 июля 2020 г. по иску Филиала N 1 Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты" к Беляку Андрею Ивановичу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.