Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе
председательствующего Фоминой Е.А, судей: Вотиной В.И, Нечепуренко Д.В.
при секретаре Пензиной О.С.
помощник судьи С, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске апелляционную жалобу представителя администрации г. Томска Ухановой А.В. на решение Советского районного суда г. Томска от 24 января 2020 года
по гражданскому делу N 2-358/2020 (УИД N 70RS0004-01-2019-005259-62) по иску прокурора Октябрьского района г.Томска, действующего в интересах Волкова Андрея Михайловича, к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, заслушав доклад председательствующего, возражения прокурора Гутова С.С, судебная коллегия
установила:
прокурор Октябрьского района г.Томска, действующий в интересах Волкова А.М, обратился в суд с иском к администрации г. Томска, в котором просил возложить на ответчика обязанность предоставить Волкову А.М. на условиях договора найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, находящееся на территории муниципального образования "Город Томск", по норме предоставления (л.д. 2-5).
В обоснование требований указано, что распоряжением главы администрации Октябрьского района г.Томска от 22.04.2016 N 945 Волков А.М. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
До настоящего времени жилое помещение ответчиком не предоставлено.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Октябрьского района г.Томска Федько В.А, материальный истец Волков А.М. требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации г. Томска, представителя третьего лица администрации Томской области.
Представитель ответчика администрации г. Томска Филиппов А.А. в отзыве против удовлетворения исковых требований возражал, указав, что надлежащее разрешение вопроса о компетенции администрации г. Томска в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, следовательно, и надлежащее разрешение вопроса о придании администрации г. Томска статуса ответчика по настоящему делу зависит от предусмотренного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации предоставления субвенций на осуществление указанных полномочий в необходимом объеме.
Администрацией г. Томска надлежащим образом исполнена обязанность по предоставлению в уполномоченный орган исполнительной власти Томской области необходимой информации для выполнения переданных государственных полномочий, при этом Томская область ненадлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по финансированию переданных ею государственных полномочий.
Поскольку денежные средства, предоставленные бюджету муниципального образования "Город Томск" в качестве субвенции расходуются по целевому назначению, администрация г. Томска надлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в пределах выделенной на указанные цели субвенции. В случае удовлетворения исковых требований просила предоставить срок на исполнение судебного решения не менее 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу (л.д. 40-43).
В отзыве представитель третьего лица администрации Томской области Паздерина Н.Н. просила в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 33), указав, что специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списками детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договорам специализированного жилого помещения выборочно определенному гражданину. Внеочередное предоставление жилого помещения Волкову А.М. может повлечь нарушение прав иных лиц, также включенных в Список. Полагала обращение прокурора Октябрьского района г.Томска в интересах Волкова А.М. необоснованно, поскольку права и законные интересы материального истца фактически не нарушены. В случае удовлетворения исковых требований просила предоставить срок на исполнение судебного решения, поскольку отношения по приобретению товаров, в том числе жилых помещений для муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что требует значительных временных затрат.
Обжалуемым решением на основании ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 5, чч. 1, 2 ст. 50, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 56, 57, ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, абз. 5 п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 1, пп. 1, 3, 7, 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-0З "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области", ст. 1, ч. 3 ст. 3, чч. 1, 2 ст. 6, 8 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа", ч. 4 ст. 10 Закона Томской области от 06.09.2006 N 212-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Томской области", пп. 3, 4 ст. 7 Закона Томской области от 17.12.2012 N 224-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного постановлением администрации Томской области от 29.12.2012 N 562а, решения Думы г. Томска от 02.02.2016 N 136 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" исковые требования удовлетворены.
На администрацию г. Томска возложена обязанность предоставить Волкову А.М. по договору найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования "Город Томск", пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 25 кв.м (л.д. 67-70).
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Томска Уханова А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований (л.д. 72-75).
Раскрывая содержание положений пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 2 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа", ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ссылается на то, что надлежащее разрешение вопросов о компетенции администрации г. Томска в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, о придании администрации г. Томска статуса ответчика по настоящему делу зависит от предусмотренного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта предоставления субвенций на осуществление указанных полномочий в необходимом объеме.
Указывает, что администрация г. Томска надлежащим образом исполнила обязанность по предоставлению в уполномоченный орган исполнительной власти Томской области необходимой информации для выполнения переданных государственных полномочий.
Между тем, в соответствии с решением Думы г. Томска от 07.02.2017 N 473 "О внесении изменений в решение Думы г. Томска от 06.12.2016 N 422 "О бюджете муниципального образования "Город Томск" на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов" по статье расходов охрана семьи и детства администрации г. Томска предоставлено денежных средств: 7 887 700 руб. за счет федерального бюджета для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений; 39 533 000 руб. за счет областного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Таким образом, Томская область ненадлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по финансированию переданных ею государственных полномочий.
Полагает, что администрация г. Томска несет ответственность за неисполнение переданных ей государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в рамках предоставленной субвенции. Поскольку денежные средства, предоставленные в бюджет муниципального образования "Город Томск" в качестве субвенции расходуются по целевому назначению, администрация г. Томска надлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по обеспечению детей-сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в пределах выделенной на указанные цели субвенции.
По мнению апеллянта, судом не принято во внимание то, что отношения по приобретению товаров для муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В этой связи администрации г. Томска требуется значительное количество времени для осуществления всех мероприятий, предусмотренных законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд при покупке жилого помещения материальному истцу. Однако обжалуемым решением не установлен разумный и достаточный срок для его исполнения.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Федько В.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (л.д. 89-91).
В соответствии с ч. 1 ст. 327, чч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие -представителя ответчика администрации г. Томска, представителя третьего лица администрации Томской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, просившего о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Волков А.М, /__/ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до совершеннолетия находился под опекой В. (л.д. 13, 14, 16 - оборотная сторона).
Родители Волкова А.М. (до перемены имени /__/) - мать Х. решением Октябрьского районного суда г. Томска от 04.03.2016, вступившим в законную силу /__/, лишена родительских прав (л.д. 13-17, ) отец Х. решением Томского районного суда Томской области, вступившим в законную силу /__/, лишен родительских прав (л.д. 18).
Распоряжением главы администрации Октябрьского района г. Томска от 22.04.2016 N 945 Волков А.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования "Город Томск" (л.д. 19).
Волков А.М. не владеет жилыми помещениями на праве собственности (л.д. 20), по договорам социального найма, либо найма специализированных жилых помещений.
Правильность установления указанных обстоятельств не ставится под сомнение в апелляционной жалобе, поэтому в соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судебная коллегия их проверку не осуществляет.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию г. Томска обязанности по предоставлению Волкову А.М. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования "Город Томск", пригодного для постоянного проживания, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 25 кв.м, суд первой инстанции исходил из того, что Волков А.М. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования "Город Томск", в установленном Порядке включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования "Город Томск", не обеспечен жилым помещением.
Оснований не соглашаться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам.
Так, частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон 21.12.1996 N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона 21.12.1996 N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По смыслу приведенных положений закона федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
На территории Томской области вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, регулируются Законом Томской области от 19.08.1999 N28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области".
Согласно п. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Механизм предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда определен в Порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденном постановлением администрации Томского области от 29.12.2012 N562а.
В соответствии с данным Порядком специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории поселения, городского округа Томской области, в Список которого включено лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пп. 4, 6 Порядка).
Предоставление специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области, реализующими государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также лиц из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - уполномоченные органы поселений, городских округов), после отнесения жилых помещений к специализированному муниципальному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством. Решение о предоставлении в пользование специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом поселения, городского округа (пп. 3, 11 Порядка).
При таких обстоятельствах, учитывая, что Волков А.М. включен в установленном действующим законодательством порядке в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору специализированного найма на территории Томской области, однако до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, суд первой инстанции правильно удовлетворил исковые требования прокурора, возложив на администрацию г.Томска обязанность по предоставлению Волкову А.М. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г. Томска не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку несет ответственность за неисполнение переданных ей государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в рамках предоставленной субвенции, выводы суда первой инстанции и судебной коллегии не опровергают.
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (абз.12 ч.1 ст. 2, п. 6 ч.1 ст. 14, п.6 ч.1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п.1 ч.1 ст.50).
Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 N188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа", государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями), наделены администрации поселений и городских округов Томской области (далее - органы местного самоуправления поселений, городских округов).
В ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 N188-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) закреплено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов, в том числе, принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа, в соответствии с Законом Томской области от 06.09.2006 N212-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Томской области", ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области"; предоставляют по договору найма специализированные жилые помещения лицам, включенным в указанный Список.
Анализ приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, а в данном случае - администрации г.Томска.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части ошибочны.
Что касается довода апелляционной жалобы о том, что обжалуемым судебным актом не установлен разумный и достаточный срок для его исполнения, он несостоятелен, поскольку в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона Томской области от 19.08.1999 N28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются немедленно после наступления предусмотренных указанными законами обстоятельств.
Кроме того, действительно, положения ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат правила об установлении в решении суда срока, в течение которого оно должно быть исполнено (ч.2). Однако установление срока исполнения решения суда предусмотрено лишь для тех категорий дел, решения по которым не связаны с передачей имущества или денежных сумм (ч.1). Поскольку в данном деле судом принято решение о возложении на ответчика обязанности по предоставлению имущества, правила приведенной нормы судом не могли быть применены.
Что касается довода о больших временных затратах для осуществления мероприятий, предусмотренных законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд при покупке жилого помещения материальному истцу в силу необходимости соблюдения обязательного порядка, установленного Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на что не обратил внимания суд, он не может быть принят во внимание.
Так, предметом спора являлось решение вопроса о наличии или отсутствии у администрации г. Томска обязанности обеспечить Волкова А.М. жилым помещением специализированного жилищного фонда, а не порядок и сроки приобретения ответчиком таких жилых помещений. А потому, вопреки доводу апелляционной жалобы, у суда первой инстанции отсутствовала необходимость в исследовании положений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом в случае объективной необходимости и при наличии к тому оснований ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта.
Иных правовых аргументов апелляционная жалоба не содержит, по доводам апелляционной жалобы решение суда отмене, изменению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 24 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Томска Ухановой Алены Валерьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.